МААМ-картинки

Развитие речи малышей в игровой деятельности

Елена Филиппова
Развитие речи малышей в игровой деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №269»

Сообщение на тему: Развитие речи малышей в игровой деятельности

Выполнила воспитатель

первой младшей группы:

Филиппова Е. А.

По мнению Н. Ф. Губановой, игра исполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Без игры жизнь ребенка невозможна!

Публикация «Развитие речи малышей в игровой деятельности» размещена в разделах

Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. Для речевого развития детей используются все виды игровой деятельности, для них это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Практика.

Прежде чем преступить к работе, мы провели обследование. В детский сад дети поступали постепенно по 1-2 ребенка, к концу сентября в группе было 16 детей. Наши наблюдения, игры, беседы показали, что при поступлении в ясли многие дети говорили очень мало односложными словами такими как: (мама, папа, да, нет, дай, пока) у них очень был маленький словарный запас. Из них 3 ребенка (Аня С., Алиса Р., Саша Е.) хорошо разговаривали, предложениями, отвечали на простые вопросы, могли попросить налить воды, почитать книжку, говорили достаточно большое количество слов; остальные 8 детей (Руслан, Маша, Андрей, Алиса С., Рома Ш., Рома Р, Алина, Кирилл) говорили в основном такие слова как: (мама, папа, да, нет, дай, пока); еще 5 детей (Юля, Саша Ш, Саша Б., Лера, Егор вообще не говорили ничего кроме слова мама, но понимали речь взрослого.

Таким образом, я определила для себя цель:

Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

Для решения цели поставила задачи:

- Расширение активного словаря;

- Обогащение пассивного словаря детей;

- Развивать способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, действия и обозначать их словом;

- Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно произносить звуки родного языка;

- Развитие звуковой культуры речи;

- Развитие речи как средства общения.

В работе с детьми использовала различные методы и приемы:

С целью ознакомления с формой использовали игры с фигурными сортерами, где дети называли форму предметов. Для закрепления названия цвета сортировали предметы (помпоны, крышечки, и др.). При разборе предметов на части и складывание их обратно, собирание пирамидок называли размер и цвет предмета (колечка). В играх контрастах называли мягкое -твердое, пустое – полное, легкое – тяжелое и т. д. В работе с рамками –вкладышами называли транспорт и животных, развивали звукоподражание.

Играли в сенсорные игры для развития мелкой моторики, а соответственно и речи. Это были такие игры как: мозайки, шнуровки, раскладывание мелких круп (фасоль, горох, макароны) по ячейкам, просеивание крупы (манка, рисование на манке, В играх с прищепками не только развивали мелкую моторику, но и называли,какой части не хватает, что нужно сделать с помощью прищепок, что получилось.

Дидактические игры

Сначала дидактическая игра содержала образец речевого поведения, способствовала формированию внимания к речи, а также активизировала имеющиеся у детей речевые средства.

Были созданы такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой.

Вначале это были различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Детям предлагала поиграть в такие игры («Найди и назови предметы синего (красного, желтого, зеленого) цвета», «назови форму предмета (круг, квадрат, треугольник) где дети учились называть и запоминать названия цвета и формы. Кирилл, Рома Р, Саша Б правильно научились называть цвета. Руслан, Георгий стали называть форму предметов.

Развивали связную речь детей в играх. Аня С. и Алиса Р. хорошо связывали слова, между собой играя в игры («Угадай, что в мешочке»,», «Назови маму и детеныша, как они говорят» «Угадай, что я делаю», «Кто что ест»). Дети старались правильно связывать слова, между собой, не у всех детей это получалось.

В играх лото «Кто в домике живет?», «Мой дом» дети закрепили знания о животных, предметах дома, умение правильно произносить звуки. Георгии, Саша Е. научились правильно произносить звуки.

В процессе игры профессии у детей (Руслан, Андрей, Алиса С.) значительно пополнился словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, в составлении связных высказываний, развивали объяснительную речь.

Формировали фонематический слух детей и тренировали правильное звукопроизношение через такие игры как («Узнай, кто говорит», «Скажи, что звучит,«Угадай и скажи, кто, как кричит» ,«Как звенит колокольчик»). Дети закрепили звукоподражание животных.

В играх мы использовали дидактически оборудованную куклу (платье, бельё и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда)предложенную Е. И. Тихеевой, которая являлась средством закрепления названия одежды, посуды. мебели и активизации бытового словаря действий в организованных играх и занятиях.

Были проведены такие дидактические игры как: («Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», «Постираем платье», «Выкупаем куклу», «Уложим куклу спать», «Уложим куклу спать» и др.)дети знакомились с окружающим миром, что способствовало их общему и речевому развитию; они расширили и углубили знания детей, а следовательно, сделали их игры более разнообразными. Потом дети переносили свои навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Для не говорящих детей (Саша Ш, Лера, Егор, Саша Б., Юля) большое значение имели игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков. Игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»).

Сюжетно – ролевая игра.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Обучение детей сюжетно-ролевым играм мы начали с игр с дидактической куклой, (которые были представлены ранее) , в которых я показывала ребенку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем» и предлагали повторить словесно.

Вначале я проводила игровые занятия с детьми, давала образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу. Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Когда игра проводилась впервые, то я “проигрывала” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент был закончен, его повторяли с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, я демонстрировала образцы и речевого, и игрового поведения.

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, дети быстро и хорошо запоминали ее название, подражали взрослому. Показывая, как надо играть, я все действия обозначала словом. При этом было важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а я сопровождала словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Маша качает Катю. Я глажу Катю. Аня гладит Катю».

В сюжетно-ролевых играх Андрей и Руслан брали на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводили их деятельность и отношения между ними. При этом они комментировали свои действия: “Доктор слушает больного”, Андрей спрашивала: что болит, просил открыть рот и сказать ааа, при прослушивании говорил, дышите не дышите;

“Мама готовит суп” Алина говорила: почистим картошку, помоем морковку, нарежем лук. Действующие лица в игре появлялись путём ролевого перевоплощения, в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых.

Я буду мама, а ты моя папа”, — говорила Алина, тем самым определяла свою роль и роль Егора. Андрей ремонтировал в автомобиль, и говорит: “я как папа”. Саша Е. брала на себя роль мамы, которая покупает продукты в магазине. При этом говорила мне нужно купить бананы, виноград, картошку. Тем самым называла то, что положила в тележку. Первоначально игровая деятельность детей носила индивидуальный характер, так как они не умели согласовывать свои действия с действиями других играющих.

В процессе игр я много разговаривала с детьми, в результате чего у не говорящих детей (Лера, Сережа, Саша Б) возникала потребность в речевом общении. Им хотелось попросить меня о чем-либо, сообщить мне что-то. Я всячески побуждала детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивалась речевая активность детей.

И при своевременном формировании сюжетной игры дети начали играть вдвоём, иногда втроём, некоторые из детей стали вступа в ролевое взаимодействие (Алиса С., Саша Б., Аня, Андрей, Алиса Р.) но не все.

В ходе игры дети вслух разговаривали со сверстниками, либо с игрушками, а также подражали звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки).

Первые совместные игры воспитывали в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учились общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

Мы организовывали с детьми такие игры, в которых участвовали все дети группы. Такими играми были: «День рождения куклы», где все дети танцевали и пели; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривали.

В итоге я увидела, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи

Игры забавы к ним относились народные игры потешки такие как «Киска,киска,киска брысь», «Петушок-петушок» «Как у нашего кота», «Ладушки, ладушки «Кисонька-мурысонька», «Раным – рано поутру», «Тили-бом!», «Пошёл кот под мосток», «Гуси летят».Все они ярко эмоционально окрашены, включали ритмически повторяющие движения сочетающиеся с выразительными звуками и словами. Особую роль в развитии малыша играл малый фольклорный жанр — миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Игры приучили Машу, Андрея, Егора и остальных детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Игры – забавы позволили детям получить чувственный опыт; научили регулировать свои чувства и силу физического воздействия друг на друга. Они имели особое значение в развитии детей раннего возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивали коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями подпевки и маленькие стихотворения.

Разучивали с детьми колыбельные песни(«Баю – баюшки – баю…»,«Люли – люли…»«Вот лежат в кроватке», «Бай, бай…»,«Ай, люли-люли-люли» ,«Баю баюшки, бай бай…») (Аня С, Маша, Алиса Р., Георгий) В дальнейшем дети стали использовать колыбельные песни в игре. пестушки(«Потягунюшки, Порастунюшки», «Мешу, мешу тесто», «Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки», «Ай, не плачь, ты не плач!) Я куплю тебе калач» потешки. Они окрашивали речь, делая ее образной и красочной, привлекали внимание детей, оживляли обычные повседневные дела.

Песенки - потешки приносили радость, вызывали желание повторять слова за взрослыми. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивали речевой слух детей : умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействовало на чувства ребёнка, способствовало запоминанию текста, развитию речи.

Потешки играли существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходило речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывался фундамент непрерывной познавательной деятельности. Произведения русского народного фольклора, помогали сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполняли её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Подвижные игры оказывали влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр являлось заинтересованность в них самих детей.

Поэтому все игры(«Птички», «Дождик», «Курочка и цыплята» «Пузырь», «Зайка», «Мыши и кот», «Гуси-лебеди»,«Солнышко и дождик» организованные воспитателем, проводились эмоционально, живо и непринужденно. Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира.

Проводилась такая двигательная игра «Тесто мнём»

В результате этой игры произошло развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата.

Подвижная игра «Жуки», которая способствовала автоматизации звука «ж». Во время игры звучала веселая, но негромкая музыка. Дети изображали жуков, которые летали по комнате и жужжат («ж-ж-ж.»). По сигналу в какой-то момент дети останавливались и начинали приседать, в этом время произносили: «Жу-жу, жу-жу, я на ветке сижу. Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу. Дети вставали, потом игра продолжалась заново.

Проводились игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Воспитатель вызывал звукоподражания: «пи-пи-пи» — кричат воробушки, «би-би-би» — гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры была учтена тема, которую изучали дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводилась игра «Лохматый пес», а при знакомстве с медведем — «У медведя во бору». В таком случае дети одновременно узнавали о повадках животного и подражали его движениям, звукам.

Работа с родителями

В работе с родителями были проведены групповые консультации: как расширить словарный запас ребенка через игру; развитие речи через общение и игру.

Даны рекомендации родителям через родительский уголок: как помочь ребенку заговорить; игры для развития речи; игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Родителям Леры дана рекомендация приобрести литературные произведения потешки.

Родителям Саши Ш. дана рекомендация по сенсорным играм для развития речи.

Итоги

Данная работа дала положительные результаты. К концу февраля в ясельной группе было 20 детей. Из них 9 детей (Аня С., Георгий, Алиса Р., Саша Е., Руслан, Маша, Андрей, Аня К, Алиса С.) стали хорошо разговаривать предложениями, отвечают на вопросы, составляют рассказ по картинкам; 6 детей (Лера, Рома Ш, Рома Р, Алина, Кирилл, Саша Б) разговаривают плохо, хотя пассивный словарь у них большой; и 5 детей (Саша Ш, Юля, Егор, Сережа, Денис не разговаривают. В течение полу года дети на глазах становились совершенно другими. Дети начинали грамматически правильно оформлять предложения. Некоторые дети воспитателей и младшего воспитателя они называют уже не «тётя», а по имени и отчеству. Алиса Р и Аня отпрашиваются можно ли им пойти домой, могут рассказать что они делали дома.

Таким образом, у воспитанников пополнился активный словарный запас, улучшились грамматический строй речи, и мыслительные процессы. Дети стали выражаться посредством речи, замкнутые дети стали более общительными со сверстниками и воспитателем, стали лучше понимать других детей в группе. Родители стали больше интересоваться развитием речи детей.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в данном направлении. Считаю целесообразным пополнить методическую копилку новыми играми, пособиями, конкретизировать материал для получения улучшенных результатов в своей работе. Планирую доработать материал для работы с родителями (разработать консультации, наглядность в уголок для родителей).

Литература

https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detey-rannego-vozrasta

https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4737/

https://1-sept.ru/component/djclassifieds/?view=item&cid= 2:publ-do-bf&id= 63:роль-игры-в-развитии-речи-детей-раннего-возраста&;Itemid=464

https://myslide.ru/presentation/razvitie-rechi-detej-rannego-vozrasta-v-igrovoj-deyatelnosti

https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-p/

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/razvitie_rechi_u_detei_rannego_vozrasta_v_igrovoi_deiatelnosti_na_osnove_innovat

https://multiurok.ru/files/igrovaia-deiatelnost-kak-sredstvo-rechevogo-razvit.html

https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/pedagogicheskiy-opyit/news13030.html

https://infourok.ru/razvitie-rechi-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-igrovoj-deyatelnosti-6302443.html

https://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-rechi-detei-1-mladshei-grupy-v-igrovoi-dejatelnosti.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2022/09/23/razvitie-rechi-v-yaselnoy-gruppe-posredstvom-igrovoy

https://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-metodobedineni-s-dokladom-rechevoe-razvitie-v-ranem-vozraste-cherez-igrovuyu-dejatelnost.html

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи малышей в игровой деятельности
Опубликовано: 11 января 2024 в 19:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД