Анна Тараканова
Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст - это самый лучший возраст период для всестороннего развития человека. В 2-3 года у детей начинают развиваться все процессы психики: внимание, восприятие, мышление, память, речь и воображение. В это же время происходит формирование качеств личности. Именно поэтому требуется максимально разнообразных средств развития и воспитания личности в данный период жизни ребенка.
Публикация «Развитие речи и творческих способностей детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Главная цель театрализованной деятельности в детском саду - развитие творческих способностей и речи детей. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в сфере интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития речевых, индивидуальных творческих способностей ребёнка.
Театрализованные игры способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают неповторимые эмоции, уникальные впечатления, помогают преодолевать неуверенность в себе, застенчивость, способствует формированию связной речи. В театре дети проявляют себя, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи?
Потому, что театральная игра стимулирует активную речь, помогает расширить словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, и максимально передать характер и эмоции героя.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, понимают эмоции и переживания героев, учатся их передавать с помощью речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театр – это волшебство, магия, вечный праздник поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Элементы театрализованной деятельности можно использовать в разных видах деятельности педагогического процесса:
• в адаптационный период куклы отвлекают детей, помогают им быстрее адаптироваться;
• в режимных моментах;
• в приключенческих моментах во время различных занятий;
• для организации сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Хочу познакомить вас с различными видами театра :
- Би-ба-бо. В этом театре на руки надевают куклы бибабо.
- Настольный театр, здесь используются самые разнообразные:
- игрушки
- деревянный настольный театр
- Несколько видов пальчикового театра, ещё его называют театр пяти пальчиков. Этот театр создаёт обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен.
-магнитный театр, позволяюий оживать фигуркам на магнитной доске;
- Шапочки и маски. Уникален тем, что дает детям возможность перевоплотиться в героев.
Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило заметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).
В работе с детьми стараемся чаще включать театрализованные игры (импровизация, драматизация, инсценировка, обыгрывание) практически во все режимные моменты. Например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с Машей, которая живет в группе и делает все вместе с детьми, помогая им.
Ежедневной традицией в группе является чтение художественной и познавательной литературы, позволяющей познакомить детей с различными произведениями, которые в дальнейшем есть возможность драматизировать.
Еще одним важным способом воздействия на эмоциональную сферу детей являются праздники и развлечения, во время которых разыгрываются небольшие кукольные спектакли, инсценировки, игры с элементами театрализации, иногда с участием самих детей. Для детей раннего возраста праздники и развлечения представляют собой наиболее яркие события в их жизни. Они доставляют радость и эстетические переживания.
Таким образом, можно сказать, что театрализованная деятельность способствует развитию у детей раннего возраста связной речи, художественных способностей, способностей к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. А значит, учит слышать, видеть, чувствовать, выражать эти чувства, понимать, фантазировать и придумывать!
Театральная деятельность, помогает сформировать общую культуру ребёнка, приобщить его к духовным ценностям, знакомить детей с литературой, развить игровое поведение, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развивать навыки публичного выступления и творческого содружества.
Литература
1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :Мозаика- Синтез, 2015.
2. Панникова Е. Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» М., 2008 г.
3. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» М., Владос 2004 г.
4. Методическое пособие «Развитие игровой активности дошкольников» М., ТЦ «Сфера» 2010г.
5. Аруманова А. Г. «Истоки диалога» М., Мозаика – синтез 2005г.
6. Петрова Г. И. «Театральные игры в детском саду» М., 2000г.
7. Степанова О. А. «Развитие игровой деятельности» ТЦ «Сфера» М., 2009г.
8. Эльконин «Развитие речи в дошкольном возрасте»М., 1989г