Марина Саппинен
Развитие речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-исследовательский, художественно-творческий, декоративно-прикладной.
Вид проекта : групповой.
Участники проекта : дети, педагоги группы 12.
Целью проекта является :
- формирование у детей “базиса культуры” на основе ознакомления с пословицами русского народа (альбом «Пословицы»);
- формирование у детей понятия «сундук» через демонстрацию презентации;
Темочки:
- Мелкая моторика
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- выполнение поделки «Корзиночка» из атласных лент (хранящихся в бабушкином сундуке);
- продолжить развивать мелкую моторику и речь ребенка через выполнение пособия «В гостях у Солнышка» из «даров» бабушкиного сундука.
Задачи:
1. Развивать личную культуру ребенка.
2. Дать детям понятие о предметах быта наших бабушек и бабушкином сундуке.
3. Показать детям сколько много интересного можно сделать из обычной ткани, шнурков и т. д.
Актуальность проекта.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
«Секреты бабушкиного сундука» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. Но современные дети не пользуются сундуками в своей жизни и с трудом представляют себе, как выглядит этот старинный предмет народного быта. В рамках этого проекта мы побеседуем с детьми и рассмотрим историю сундука, выясним его назначение. Также мы предполагаем, что в бабушкином сундуке можно найти много ткани, замочков, пуговиц, пряжи, ленточек и шнурков, из которых можно создать авторское пособие для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и их речи. Мы предполагаем так же, что детям понравится изготовлять корзиночку из лент, что наглядно им продемонстрирует увлекательность декоративно-прикладного творчества.
Мир современного ребенка перенасыщен интернетом, гаджетами, компьютерами и обычный разговор с родителями и бабушками, дедушками становится скорее роскошью, чем яркой потребностью. А ведь именно бабушки – кладезь старинных пословиц и поговорок, через которые и передается народная мудрость подрастающему поколению.
Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции.
Итог проекта :
1) Создание презентации «Старинная изба» и рассказ по ней детям.
2) Создание альбома «Пословицы русского народа», дополнение его различными заданиями для детей. Апробация его на занятиях и в свободной деятельности детей с целью развития их речи, понимания народной мудрости.
3) Выполнение «Корзиночки» из атласных лент (а ленты хранила каждая бабушка, ведь в старину плели косы девушками и использовали для этого ленты).
Для работы нам потребуется: мыло овальной формы лучше с запахом, атласная лента шириной 12 мм не менее 5 метров (для корзиночки и ручки, атласная лента разных цветов для цветочков, ножницы, булавки разноцветные с бусинками на конце и простые булавки, проволока для ручки длиной 20 см.
Намечаем карандашом овал с двух сторон мыла и втыкаем иголочки глубиной примерно на 1 сантиметр и на расстоянии друг от друга в 0,5 сантиметров. Их должно быть 16 - 20 штук. Начало ленты закрепляем иголкой и начинаем плести корзинку. Проводим ленту вниз и оплетаем нижнюю иголку. Затем проводим ее вверх и оплетаем верхнюю иголку. Так продолжаем пока не оплетем все иголки. Если лента будет раскрываться с боков, можно накидывать её на одну и ту же иголку по два раза. Ленту отрезаем и закрепляем иголкой. Делаем ручку для корзиночки. Проволоку оборачиваем лентой и приклеиваем бантик.
Цветочки – это полет вашей фантазии.
4) Создание пособия «В гостях у солнышка» (из лент, пряжи и т. д.) для развития мелкой моторики ребенка, его речи, фантазии, знаний.
Пособие выполнено в виде книги из ткани. Страницы имеют размер формата А2, отстегиваются от корешка, т. к. прикреплены разъёмной застежкой-молнией. Молния двух цветов, что важно для сенсорного развития ребенка.
На каждом листочке прикреплены задания-конверты. например, на странице вязаного конструктора в заданиях предусмотрено построение различных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
На странице желтого медвежонка можно поиграть в игру «Кто спрятался», так как в конверте лежат герои сказок. Но можно и сочинить собственную сказку, поселить героев в домики. И многое другое. Это позволяет развивать внимательность ребенка, сочинять самостоятельно свои детские рассказы, разыгрывать книжные представления.
Забавный белый котенок играет разноцветными шнурочками, но при этом задание-конверт поможет ребенку освоить различное плетение кос и некоторые основы макраме.
Желтый автомобиль едет по дороге и везет детям задание – при помощи шнурков выложить на карточке змейку, зигзаг, бабочку и многое другое.
Серенький мышонок попросит ребят при мощи шнурков и маленьких карточек сложить ряд изображений с определенными звуками в начале, конце и середине слова.
Совенок потренирует пальчики в растягивании молний.
Другие Хозяева следующих страниц научать детей веселому счету. Или воспроизведут сказку «Три поросенка».