Юлия Соколова
Развитие речи и кинетический песок. Консультация для родителей и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители!
В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый педагог находится в поиске новых форм и методов работы.
Так, однажды, в область моих профессиональных интересов вошло освоение инновационного метода работы с кинетическим песком.
Что такое кинетический песок?
Публикация «Развитие речи и кинетический песок, Консультация для родителей и воспитателей» размещена в разделах
- Кинетический песок
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Кинетический песок - это инновационный песок, который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. Появился в продаже относительно недавно. Кинетический песок, созданный в 2013 году в Швеции, очень необычный материал
Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой.
Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы.
Что нужно для игры в песок?
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и прочее).
Перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в мини-песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок.
Перед тем, как начать играть с песком, проговариваем стихотворение:
Течет сквозь пальцы, как вода.
Он замечательный и увлекательный,
Мы будем мять его всегда!
Можно строить и чудить,
Можно много говорить.
Будем мы с песком играть,
Язычок свой развивать!
• Скользить, "ехать" по поверхности песка с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);
• Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его ("горка", "трубочка", "блинчик", "чашечка");
• На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень;
• Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг можно проговаривать звук или слог;
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук;
• Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать на введение звука в слоги);
• Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
• Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т. д. ;
• Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
• Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
• Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок;
• Игра "Горки" (на дифференциацию). Ребенок строит две горки, далее логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] на другую. Можно в каждую горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить устный рассказ о получившемся городе и его жителях.
• «Археология» (на автоматизацию). Закопать игрушку. С помощью кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано.
• Игра «Назови звук» Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т. д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
• Игра «Найди друга» Логопед достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям. Дети делают домики для животных. Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка). Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).
• Игра «Какой отличается?» Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
• Упражнение "Необыкновенные следы". "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. "Ползут змейки" - ребенок расслабленными либо напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.
«Один, много» обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа (раскладывание на песке мелких предметов);
«Чего не стало?» закрепление использования существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;
«Транспорт» употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за.
«Подбери слово» подбирать прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (предметы спрятаны в песке).
«Раздели слово на слоги»» (деление песка на необходимое количество полосок - соответствующих слогам слова);
«Сколько слов в предложении?» (деление на необходимое количество полосок - соответствующих количеству слов в предложении);
обучение грамоте
«Слепи букву, слог», «Отремонтируй букву», «Составь слово из букв»,
(лепить из песка изучаемую букву, ит. д.)
развитие связной речи
«Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его)
«Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
Мы с песком играли,
И в ладошках его мяли.
Спасибо волшебный песочек,
Наш дорогой дружочек!
Опыт работы показал, что использование кинетического песка дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие.
- обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.