Татьяна Буянкина
Развитие речи дошкольников посредством пальчиковой гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы ученые отмечают снижение уровня развития речи у детей дошкольного возраста, это связано с повышением занятости родителей на работе, которые меньше уделяют внимания своим детям, меньше общаются с ними и друг с другом. Чаще всего коммуникативную функцию родителей выполняют различные развлекательные передачи в СМИ, это способствует тому, что дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством пальчиковой гимнастики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Между тем ежегодно растущий объем знаний в образовательных учреждениях требует не механического запоминания материала, а осознанного восприятия. Качественное усвоение материала, успешность обучения зависит от уровня развития речи.
Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, тем легче будет проходить образовательный процесс.
Отечественными учеными А. Н. Гвоздевым, И. Е. Исениной, Д. Б. Элькониным и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев идет совершенствование речи.
Обычно дети, которые имеют высокий уровень развития мелкой моторики, обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием, связной речью. Развитие мелкой моторики руки оказывает положительное воздействие на формирование правильного произношения, темп речи, интонационное разнообразие, снимает психическое напряжение. Важность специального развития мелкой моторики заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта сделаны максимально удобными, что не содействует развитию мелкой мускулатуры.
Цель исследования - теоретически обосновать значимость проведения занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр для развития речи.
В результате проведенного исследования анализа мы можем сделать выводы, что младший дошкольный возраст ребенка является новым жизненным этапом. Ребенок становится более самостоятельным, старается все делать без помощи взрослого, хотя еще многое в этом возрасте недоступно, проявляет личностные качества, личностную позицию, меняется его отношение к окружающему миру.
В младшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В ней дети воплощают в жизнь результаты своих наблюдений за жизнью людей, постигают связи, взаимодействия, отношения людей друг с другом, виды общения. Помимо этого, развивается социальное восприятие, формируется образное мышление и воображение. Игра с самим собой меняется на игру вместе.
В младшем дошкольном возрасте речевому развитию характерна высокая активность, дети стремятся к общению, взаимодействию, взрослым кажется, что ребенок постоянно разговаривает. Одним из эффективных способов развития речи младших дошкольников являются пальчиковые игры. Учеными доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями [6].
Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки, занимают немного времени, 2-3 минуты, предполагают активный безопасный контакт в группе, возможно использование языка жестов, существует постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.
Нам кажется необходимым продолжение исследований по данной проблеме, создание системы пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей, постепенного усложнения содержания игр.