Наталия Бахтигареева
Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности «Сказочный мир Каргополья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности «Сказочный мир Каргополья»
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Цель: ознакомление с народно-прикладными видами искусства (каргопольская игрушка) как средством формирования речевых навыков дошкольников.
Публикация «Развитие речи дошкольника средствами изобразительной деятельности „Сказочный мир Каргополья“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Каргопольская игрушка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
- познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства – каргопольская игрушка;
- познакомить с простейшими элементами каргопольской росписи (полоски, дуги, овалы);
- формировать умения воспроизводить элементы орнамента по образцу, и дальнейшее совершенствование умения создавать декоративный образ по мотивам народной росписи самостоятельно.
- развитие речевого слуха, общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики.
- развитие графомоторных навыков.
- учить видеть красоту, своеобразие и самобытность в изделиях народных мастеров;
- воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, интереса к художественному творчеству;
- совершенствовать умения передавать свои чувства, настроение в изображении;
- воспитывать интерес к культуре и традициям русского народа.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
Ресурсы: тряпичная кукла Сорока, видео-презентация «Каргопольская игрушка», картинки с изображением каргопольской игрушки, аудиозапись народной музыки, технологическая карта последовательности каргопольской росписи, шаблоны с изображением каргопольской игрушки, гуашь основных цветов, кисть, стаканчик с водой, салфетки, подставка для кистей, образец, выполненный педагогом.
Содержание образовательной деятельности
1. Вводное слово.
На столах разложены шаблоны каргопольских игрушек. Дети рассаживаются за столы, выбрав шаблон игрушки, вызвавший у них наибольший интерес.
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку-белобоку (Тряпичная игрушка - Сорока). Она далеко летала, сказки собирала. Мне рассказала. Стала детский сад искать, чтобы вам их рассказать, да устала…
- А хотите я вам расскажу? (Да)
Воспитатель рассказывает «Сказы (сказки) бабушки Ульяны» В. Анищенков. Книга из серии «Народные промыслы». Рассказ сопровождается показом презентации с изображением каргопольских глиняных игрушек.
«Есть на Русском Севере в Архангельской области былинное озеро Лача. Старинная легенда гласит, что однажды на его берегу остановился, возвращаясь из похода, князь здешний Вячеслав со дружиною. Большое поле раскинулось перед его шатром. Вдруг, откуда ни возьмись, слетелось на это поле множество воронов. А в народе эту птицу называли «каргою», потому и место стали называть «каргово поле» или Каргополье.
Здесь можно предложить детям послушать карканье ворон, а затем всем вместе сымитировать карканье (карга) воронов.
Жила в Каргополье мастерица Ульяна. Умела она делать игрушки из обычной глины своими руками, привыкшими к тяжёлому крестьянскому труду. Игрушки у неё получались не простые, а сказочные, потому что Ульяна, когда их лепила, рассказывала ребятам сказки, поговорки, приговорки и всякую небывальщину. Лепит игрушечница зайку - расскажет про зайку. Лепит медведя - поведает про медведя с тальяночкой (гармошкой). А если оленя, то бает (говорит) про «олешку большие рога». И когда сказки кончались, которые слышала от других, тогда придумывала свои. Лепит и приговаривает: «У коровки сделаю рот большой, чтобы громко мычала, травку сочную щипала. Деткам молочко будет. Рога у неё крепкие, чтобы волк не обидел. Захочет волк телёночка унести, а коровка не подпустит. Волка покрашу чёрной краской – потому что злой. А который не злой, того синей. И звёздочки на бока наведу. Ночью я его встретила. Шумлю: «Поди-ка прочь». Он и убежал». Следом зайка с гармошкой появляется: «Этот заюшка в лес ходил, цветочки рвал. Домой пришёл весёлый, вот и играет».
Лепила Ульяна игрушки, обжигала, потом забеливала их, затем разрисовывала. А на изображениях коня, лося и уточки наносила орнамент, состоящий из круга или креста. Делала и женские фигурки в местном национальном костюме, лепила «вершника» (всадника) на коне или олене, корову, баранчика.
Раскрашивала Ульяна все свои игрушки «под сказку». Какая сказка – такой и цвет. Жёлтым, когда про солнышко рассказывает, зелёным, когда о траве и деревьях. Летом игрушки получаются яркими. Зимние игрушки получаются «холодными» – чёрными, серыми, или тёмно-синими.
В основном каргопольской Ульяны игрушки - это люди, животные кони, медведи, олени или сказочные герои, которые часто имели человеческие черты. Самая популярная - Полкан -– получеловек-полуконь. Защитник земли Русской, богатырь несокрушимой силой. Руки у Полкана сильные, грудь могучая, а на груди солнышко. Ноги - как у коня - быстрые. Одет Полкан в русский кафтан и круглую шапочку.
2. Беседа.
- Понравилась сказка? (Да).
- А теперь мы посмотрим разные игрушки, но среди них есть и каргопольская. Узнаете вы ее? (Демонстрация слайда, на котором изображены игрушки, расписанные в разных техниках, в том числе и каргопольская. Следующий слайд только с кргопольской игрушкой).
- Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках? (Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие).
- Из чего состоят узоры каргопольских мастеров? (Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки).
Воспитатель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.
- Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?
(На севере холодно, всегда ждут прихода весны, солнца и тепла.).
Воспитатель: Сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки.
- Но сначала немного отдохнем и разомнемся:
Динамическая пауза
«Весна пришла»
Солнце, солнце высоко
(на цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло
(легкие поглаживания руками по лицу).
Тает снег от лучей, (приседание)
Звонко побежал ручей,
(бег по кругу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните,
(ходьба по кругу).
После паузы дети занимают места за столами.
3. Практическая часть.
Воспитатель: Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно! Помните, что каждая игрушка - создание одного мастера. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
- Ребята, что мастер делает сначала? (белит)
- Вспомните и назовите основные цвета каргопольской глиняной игрушки. (желтый, зеленый, черный, красный, коричневый).
- Подскажите основные элементы каргопольской росписи? (полоски, штрихи, крапинки, кресты, ромбы, веточки).
Во время самостоятельной деятельности детей звучит негромкая народная музыка.
Воспитатель помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Детям, закончившим раньше других рисовать, можно предложить рассмотреть альбом из серии «Искусство-детям. Каргопольская игрушка»).
4. Итог (рефлексия)
Коллективный просмотр получившихся работ (Дети строятся змейкой и ходят вокруг столов, рассматривая работы друг друга).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие замечательные игрушки у вас получились, как раз для выставки! (Дети берут свои работы и оформляют выставку).
Воспитатель: Ой, ребята, а сорока-белобока-то уже отдохнула. Засобиралась дальше лететь, сказки по миру нести. Может и про нас расскажет.