Папки-передвижки

Методические рекомендации «Формирование речи детей в режимных моментах с помощью фольклора»

Любовь Марфюк
Методические рекомендации «Формирование речи детей в режимных моментах с помощью фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речи детей в режимных моментах с помощью фольклора

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К. Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т. е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А. Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Проблемой развития речи занимались такие ученые А. А. Леонтьев, А. С. Рубинштейн, О. С. Ушакова. Л. С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу : «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности. М. Горький говорил: «Начало искусство слова – в фольклоре».

Публикация «Методические рекомендации „Формирование речи детей в режимных моментах с помощью фольклора“» размещена в разделах

Детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, хороводные игры. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, отличаются определенной спецификой: чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода, заболевания периода новорожденности, отягощенный генетический фон, дети из социально неблагополучных семей, с неблагоприятным социальным анамнезом. Так же отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе специфически влияют на развитие речи детей. Так же у нас воспитываются дети с ограниченными возможностями. У этих детей нарушена двигательная сфера, все стороны психики, снижен интеллект, нарушена координация движений. В связи с нарушением интеллекта у детей глубоко недоразвита речь. Отсутствие речи компенсируется жестами и звуками. У детей с ограниченными возможностями эмоции относительно более сохранны по сравнению с интеллектуальным развитием. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам. В занятия включается много музыки, театрализация, потешки, сказки, игры с попевками, ритмические упражнения – т. е. детский фольклор. Совмещается несколько видов деятельности связанные одним сюжетом, т. е. проводится комплексное занятие. Такие занятия не утомляют детей, а вызывают стойкий интерес. На занятиях используются наглядные средства, дети вовлекаются в практическую деятельность. Постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности у детей компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества. Поэтому используя в работе малые фольклорные жанры, мы легко устанавливаем с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. В свою очередь знакомство с детским фольклором развивает у детей интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, развивает речь.

Специфика раннего возраста требует особой подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому потешки, песенки необходимо сопровождать рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, так же используется прием присутствия игрового персонажа, проиграть перед детьми разнообразные действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют на музыкальных инструментах и т. д.

В раннем возрасте, очень важно активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса малышей, поэтому мы предлагаем детям произведения, в которых имеется звукоподражание голосам животных (ав-ав, га-га, му-му и др.) и конкретно описываются их повадки. Всё это способствует развитию умения детей слушать, понимать, проговаривать фольклорные произведения, развивает воображение, память, внимание.

Дети очень любят играть в хороводные игры. Слова игр легко запоминаются и в сочетании с движениями оказывают положительное влияние на развитие речи.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой тесная связь. Заучивание стихотворных текстов с участием рук, пальцев, ног приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение, активизируется мыслительная деятельность малыша. Такие хороводные игры как «Каравай», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня» и др.

Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики используем народные игры «Сорока-ворона», «Семья», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Эти произведения способствуют развитию моторики рук, вырабатывают умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Использование различных пальчиковых игр, ощупывание предметов, определение свойства предмета тоже способствует развитию речи. Так же на материале детского фольклора ребенка можно научить разнообразным выразительным движениям. Например, дети, показывают повадки животных: какой неуклюжий медведь, какая хитрая лиса, как прыгает зайчик и т. д.

Произведения народного фольклора оказывают помощь и в развитии артикуляционного и голосового аппарата. Именно заклички стимулируют ребенка использовать голосовой аппарат с разной силой: «Скажи громко, чтобы солнце тебя услышало!»

Солнышко, появись! Красное, нарядись! Чтобы год от года была у нас погода.

Так звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, закличек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора, создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной игровой деятельности.

Вывод: Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании на начальном этапе их развития, богатейшим источником познавательного и нравственного и речевого развития детей. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Детский фольклор способствует развитию речи и познанию окружающего мира.

Используемая литература:

1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 9 /1991г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 10 /1990г.

3. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. Книга для родителей. -М. :АРКТИ, 2006

4. Ямпольская Р. В. Программа воспитания и обучения детей в доме ребёнка. – М. 1987г.

5. под ред. Васильевой М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М. 2010г.

6. Журнал «дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А. О. Рулёва

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личико» Г. Иванова, В. Курашева.

8. Хрестоматия для маленьких.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей с помощью русского народного фольклора Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется.

Двигательная деятельность детей первой младшей группы в режимных моментах 1 слайд: Двигательная деятельность детей 1 младшей группы в режимных моментах. 2 слайд: Создание системы двигательной активности в течение.

Методические рекомендации «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Очень.

Методические рекомендации «Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание в детском саду Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемле-мой частью всестороннего.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей 4–5 лет На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, это связано с расширением сферы общения, вследствие чего.

Методические рекомендации по использованию музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1155» Консультация для педагогов ДОУ «Методические рекомендации по.

Минутки шалости в режимных моментах для детей средней группы детского сада Минутки шалости в режимных моментах для детей средней группы детского сада 1. Полотенце зависелось, Прогуляться захотелось… По этой команде.

Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах в ДОО»Фотоотчет «Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах в ДОО» Статья "Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах ДОО". Выполнили воспитатели МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №105".

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста 2–3 лет в режимных моментах Конспекты режимных моментов УмываниеЗадачи: - учить аккуратно мыть и насухо вытирать руки, вешать полотенце на место, соблюдать правила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Формирование речи детей в режимных моментах с помощью фольклора»
Опубликовано: 25 июля 2018 в 12:36
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Формирование речи детей в режимных моментах с помощью фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Марфюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД