Александра Бочарова
Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения в нашей стране включены в систему народного образования и являются важным ее звеном, в котором закладывается фундамент развития личности.
Публикация «Развитие речи детей на занятиях и в режимных моментах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа — неживая и живая.
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т. е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как:
а) правильное произношение звуков и слов;
б) правильное по смыслу употребление слов;
в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.
Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности:
1. Игра.
2. Занятия (физкультура, изо: рисование, лепка, аппликация, конструирование; формирование элементарных математических представлений; музыка; упражнения на развитие сенсорного опыта мелкой и крупной моторики рук и ног, вестибюлярного аппарата.
3. Свободный вид деятельности – ребёнок самостоятельно берё т себе: материал, партнёра (ребёнка, взрослого) для занятия с материалом, выбирает себе место, где он будет заниматься, выбирает время-длительность собственного занятия с материалом.
Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Свободное речевое общение ребё нка в детском саду происходит: в быту – (утренний, вечерний туалет, приём пищи и т. д.);
Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждёт здесь Ксюшу верблюжонок,
Сашу ждёт большой слонёнок,
Даша с мишкою играет,
Тёма Даше помогает,
Нянчит Милочка мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Дети знают, что перед едой мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли тёплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли –
Бело-набело отмыли.
Или:
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Или:
Руки надо с мылом,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -
Забодает, забодает, забодает.
2. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.
3. Я обед съедаю сам. Открываю ротик - сам!
Чтобы силы были, супчик нам сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».
Во время прогулке, важно разнообразить её.
1. Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.
2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет:
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!
Тебе на дорожке мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг, чирик-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает, устали не знает.
5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!
6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер.
7. Дождик-дождик, не дожди!
Не дожди, ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко -
Золотое донышко!
8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.
«Давай лепить Снегурочку! - предложил Егор.
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,
А из тонких веточек - пушистые реснички.
Кругленькие пуговки шубку украшают,
А вот щечки бледные - солнышка не знают.
Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша,
Порумяней стала, свёколку из погреба бабушка достала.
Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,
А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».
9. Наконец, сегодня, солнце заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.
Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»
Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!
10. Мы - веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать!
Покидать его руками. Попинать его ногами,
Постучать об стенку, подкинуть коленкой.
Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!
В образовательной деятельности физкультминутки, имеют большое значение, подбирать их необходимо соответственно по лексическим темам или по временам года. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Сел на ветку голубок. Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка, обсуши нам голубка.
Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз - пушистый кот.
Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.
И многое другое.
В подвижных играх активно применяются такие слова:
1. По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.
2. Завернем Аленку в теплую пеленку,
Колыбельную споем,
Чай на кухню пить пойдем.
Пусть приснятся нашей птичке
Желтогрудые синички,
С красным брюшком снегирёк
И братишка Игорек.
3. Стул. Без молотка и без гвоздей
Стул смастерим мы для гостей.
4. Дом. Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем.
В нашем домике - окошко.
Загляни туда, Антошка!
5. Маленькие гномики ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.
Во время укладывания на сон:
1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
2. Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.
Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.
3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький Волчок и укусит за бочок.
4. Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море.
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум.
Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.
Включается тихая музыка, под которую постепенно просыпаются дети, проводится гимнастика:
Вот мы просыпаемся,
Миру улыбаемся.
Потянулись к солнышку
И открыли глазки,
А на небе облака
Чудные как в сказке.
Выполняется массаж лица в игровой форме:
Теперь потрем мы носики
Носики-курносики,
Разгладим свои лобики,
Похлопаем по щечкам
Только понежнее.
А вот по подбородочку
Можно по сильнее.
А сейчас с боку на бок повернулись,
Еще раз сладко потянулись.
Спрыгнули с кроваточки,
И надели тапочки.
Дети спускаются с постелей, проводится зрительная гимнастика: (ориентировка в пространстве)
Смотрим вверх, а после вниз,
Снова вверх и снова вниз,
Это вовсе не каприз.
А потом налево, а затем направо,
И еще раз, два и три,
Теперь кругом ты посмотри,
Закружилась голова,
Это право не беда.
Сейчас поймешь ты в чем тут суть
Глазками надо отдохнуть.
Все глазки закрывают,
Глазки отдыхают.
А как глазки мы откроем,
Увидим солнце ясное,
И будет настроение у нас,
У всех прекрасное.
Специальные занятия по развитию речи вводятся, начиная с первой младшей группы.
Цель их — способствовать усвоению речи ребенком и как средства общения и познания, и как средства регулирования собственного поведения. На занятиях он учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать); учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки, диафильмы; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе петь; привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди.
На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения между явлениями действительности, приучаются выполнять учебную работу в соответствии с данными словесными указаниями, учатся оценивать свою работу. На занятиях их приучают быть дисциплинированными.
На занятиях по ознакомлению с окружающим и с природой наблюдаемые предметы и явления, их действия, признаки, отношения составляют объекты изучения, а речь воспитателя, называющего то, что дети видят, является основным источником обогащения их лексики, своеобразным стимулятором развития речи — диалогической и монологической.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой основным источником обогащения речи становится текст художественного произведения, который воспитатель читает или рассказывает детям, а дополнительным источником остается речь самого воспитателя, комментирующего текст.
Занятия, обозначенные в «Программе воспитания в детском саду» как «Развитие речи», имеют целью помочь детям «заметить» их собственную речь, отнестись к ней как к объективно существующему явлению и постепенно научиться оценивать ее качество.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые (воспитатели) должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.