Елена Попова
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст играет ключевую роль в развитии ребенка. В это
период жизни формируются основные психологические механизмы
деятельности и поведения. Навыки мелкой моторики руки имеют важное
значение для физического и психического развития ребенка. Поэтому
изобразительные, конструктивные, музыкально-исполнительские, трудовые
Публикация «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
умения, овладения родным языком зависят от уровня развития мелкой моторики
рук. Слово «моторика [от лат. motor приводящий в движение] – двигательная
активность организма, отдельных его органов или их частей».
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной системы.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений:
от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений,
от которых, например, зависит почерк человека. [
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,
связная речь. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных
показателей готовности ребенка к успешному обучению.
Правильное развитие мелкой моторики определяет формирование у
ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С
помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует
свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах,
которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком
окружающей действительности.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением
речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно
считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет
довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга.
Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции
слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы
человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от
тренированности пальцев.
Для развития мелкой моторики рук родителям необходимо использовать
такие методы, как массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами
(мозаики, пазлы и всевозможные конструкторы, игры с песком и водой,
аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц, оригами, всевозможные
плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения.
Каждое занятие дошкольников по развитию речи целесообразно начинать
с артикуляционной гимнастики, что улучшит процесс координации речевого
аппарата. Также актуально вводить в работу с детьми элементы самомассажа и
включать в физкультурные минутки различные логоритмические игры как
средство профилактики речевого нарушения.
Эффективным средством развития мелкой моторики дошкольников
является использование настольных игр, складывание пазл, доступных
ребенку младшего возраста (из 5–10 деталей, сборка конструкторов (например,«Лего», игры в трансформеры, создание поделок из природного. Большинство
методов и средств развития мелкой моторики дошкольника подразумевают
воздействие на ладони и пальцы ребенка и манипулирование при помощи
пальцев предметами.