Лучший педагог года

Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы

Наталья Николаевна Турко
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Представляю Вашему вниманию мой опыт работы на тему : «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики».

Выбрана мной эта тема не случайно.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики, Опыт работы» размещена в разделах

Разберемся, что же такое мелкая моторика. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, чем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией»

Все мыслительные процессы сознания, как осознаные так и неосознаные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребёнка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

.Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.

Поэтому и возникла потребность в разработке системы развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Целью моей работы стало - выявить оптимальные условия развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

• Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.

• Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей раннего возраста.

• Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей и разработать систему их комплексного применения.

В начале работы был проведен анализ психолого-педагогических исследований на тему «Развитию речи детей раннего возраста».

Итак, определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается, что важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук.

Для проведения индивидуальной диагностики каждого ребёнка детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых опытов и обследований, у детей второй группы раннего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

На основе полученных данных была спроектирована система работы по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.

Работа строилась по следующим направлениям:

• Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

• Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Так как в дошкольном возрасте игра является идущей деятельностью, в которой формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра является универсальной формой детской активности. Всякая игра связана с работой фантазии, так как объект игр, в значительной своей части соткан воображением. Поэтому вся моя работа по формированию развития речи построена в игровой форме. Однако игра требует хоть капли реальности, как исходной основы для работы фантазии. Игра удовлетворяет потребность ребёнка в движениях, предусматривает умственную активность, которая всегда связана с работой воображения, так как ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми мной был разработан комплекс занятий по развитию речи с использованием пособий на развитие мелкой моторики : «Оденем Катю на прогулку». Ходе занятия дети знакомились со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики «Девочка Катя», где им предлагалось самим надеть одежду, прикрепив ее с помощью липучки, а также застегнуть пуговицы, завязать шапку. «Домашние животные», «Курочка и цыплята», «Осенние листочки», «В лесу» и др.

С одной стороны, игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, с другой стороны, в игре происходит познавательное развитие ребёнка, так как, играя, ребёнок познает окружающий мир. Игра дает свободу. «По приказу» играть нельзя, только добровольно. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время, для игры характерна регламентированность, так как ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра социальна по своему происхождению и по содержанию и не может полноценно развиваться без общения с взрослым и без разнообразных впечатлений об окружающем мире.

В работе по развитию речи детей раннего возраста я использовала пальчиковые игры. Они, берущие свое начало в исторически сложившихся традициях этноса. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.

Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмическими стихотворениями, подразделяются на два типа:

1) собственно пальчиковые игры, сидячие,

2) игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Поговорки, потешки, которыми сопровождаются пальчиковые игры, делают их максимально эффектными, а также просто забавными и интересными.

В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами. Повторение и проговаривание вслед за воспитателем четверостиший во время пальчиковых игр, способствовало совершенствованию речевой активности. Широко использовались игровые персонажи, инсценирование. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока - белобока кашу варила», «Этот пальчик – дедушка…» Малыш уже ждёт момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья…».

Также формированию мелкой моторики рук способствовала и работа с различными предметами и материалами (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).

Обязательным условием для решения поставленных задач является создание необходимой предметно – пространственной развивающей образовательной среды. Детям предлагались игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие надевание и нанизывание отдельных элементов.

Также, для пополнения и разнообразия среды были дополнительно разработаны самодельные игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук. Такие как:

«Голодный поросенок», целью которого, помимо развития мелкой моторики рук, является развитие звукоподражания, желания отвечать на вопросы воспитателя.

«В гостях у сказки». Целью этого пособия является также развитие мелкой моторики рук; развитие умения показывать и называть знакомые персонажи сказки в статическом положении и их же в действии; расширение и обогащение словарного запаса; активизирование речи.

«Книжка – забава», пособие, которое направлено на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, развивать активную, пассивную речь.

«Неуловимые мышки». Целью данного пособия является также развитие общей и мелкой моторики; совершенствование звукоподражания и активизирование речи.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы.

Особенности развития речи детей раннего возраста помогла раскрыть консультация «Развитие речи у детей от года до трех». Консультация «Этот пальчик – я» повысила родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики в раннем возрасте.

В ходе мастер – класса «Пальчиками играем – стихи повторяем!» родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.

Также, родители привлекались к созданию пособий по развитию речи детей. На мастер – классе «Пособие своими руками» родителям было показано как, из чего можно сделать интересные пособия для и дома.

Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.

Расширился словарный запас детей;

Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;

Пополнилась предметно – развивающая среда группы;

Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой»Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой» ГБОУ «Школа на Юго - Востоке Москвы имени Маршала В. И. Чуйкова». Т. В. Козлова. Воспитатель. В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей.

Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторикиОпыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу, которую я назвала- «Большие возможности мелкой моторики». И начать свой.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии Цель работы: развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии. Задачи работы: - развивать мелкую.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы
Опубликовано: 11 марта 2024 в 12:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Николаевна Турко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД