Наталья Николаевна Турко
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю Вашему вниманию мой опыт работы на тему : «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики».
Выбрана мной эта тема не случайно.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики, Опыт работы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Разберемся, что же такое мелкая моторика. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, чем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией»
Все мыслительные процессы сознания, как осознаные так и неосознаные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики.
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребёнка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
.Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.
Поэтому и возникла потребность в разработке системы развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.
Целью моей работы стало - выявить оптимальные условия развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.
• Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей раннего возраста.
• Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей и разработать систему их комплексного применения.
В начале работы был проведен анализ психолого-педагогических исследований на тему «Развитию речи детей раннего возраста».
Итак, определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается, что важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук.
Для проведения индивидуальной диагностики каждого ребёнка детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых опытов и обследований, у детей второй группы раннего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
На основе полученных данных была спроектирована система работы по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.
Работа строилась по следующим направлениям:
• Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
• Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
Так как в дошкольном возрасте игра является идущей деятельностью, в которой формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра является универсальной формой детской активности. Всякая игра связана с работой фантазии, так как объект игр, в значительной своей части соткан воображением. Поэтому вся моя работа по формированию развития речи построена в игровой форме. Однако игра требует хоть капли реальности, как исходной основы для работы фантазии. Игра удовлетворяет потребность ребёнка в движениях, предусматривает умственную активность, которая всегда связана с работой воображения, так как ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми мной был разработан комплекс занятий по развитию речи с использованием пособий на развитие мелкой моторики : «Оденем Катю на прогулку». Ходе занятия дети знакомились со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики «Девочка Катя», где им предлагалось самим надеть одежду, прикрепив ее с помощью липучки, а также застегнуть пуговицы, завязать шапку. «Домашние животные», «Курочка и цыплята», «Осенние листочки», «В лесу» и др.
С одной стороны, игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, с другой стороны, в игре происходит познавательное развитие ребёнка, так как, играя, ребёнок познает окружающий мир. Игра дает свободу. «По приказу» играть нельзя, только добровольно. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время, для игры характерна регламентированность, так как ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра социальна по своему происхождению и по содержанию и не может полноценно развиваться без общения с взрослым и без разнообразных впечатлений об окружающем мире.
В работе по развитию речи детей раннего возраста я использовала пальчиковые игры. Они, берущие свое начало в исторически сложившихся традициях этноса. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.
Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмическими стихотворениями, подразделяются на два типа:
1) собственно пальчиковые игры, сидячие,
2) игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Поговорки, потешки, которыми сопровождаются пальчиковые игры, делают их максимально эффектными, а также просто забавными и интересными.
В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами. Повторение и проговаривание вслед за воспитателем четверостиший во время пальчиковых игр, способствовало совершенствованию речевой активности. Широко использовались игровые персонажи, инсценирование. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока - белобока кашу варила», «Этот пальчик – дедушка…» Малыш уже ждёт момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья…».
Также формированию мелкой моторики рук способствовала и работа с различными предметами и материалами (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).
Обязательным условием для решения поставленных задач является создание необходимой предметно – пространственной развивающей образовательной среды. Детям предлагались игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие надевание и нанизывание отдельных элементов.
Также, для пополнения и разнообразия среды были дополнительно разработаны самодельные игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук. Такие как:
«Голодный поросенок», целью которого, помимо развития мелкой моторики рук, является развитие звукоподражания, желания отвечать на вопросы воспитателя.
«В гостях у сказки». Целью этого пособия является также развитие мелкой моторики рук; развитие умения показывать и называть знакомые персонажи сказки в статическом положении и их же в действии; расширение и обогащение словарного запаса; активизирование речи.
«Книжка – забава», пособие, которое направлено на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, развивать активную, пассивную речь.
«Неуловимые мышки». Целью данного пособия является также развитие общей и мелкой моторики; совершенствование звукоподражания и активизирование речи.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы.
Особенности развития речи детей раннего возраста помогла раскрыть консультация «Развитие речи у детей от года до трех». Консультация «Этот пальчик – я» повысила родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики в раннем возрасте.
В ходе мастер – класса «Пальчиками играем – стихи повторяем!» родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.
Также, родители привлекались к созданию пособий по развитию речи детей. На мастер – классе «Пособие своими руками» родителям было показано как, из чего можно сделать интересные пособия для и дома.
Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.
Расширился словарный запас детей;
Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;
Пополнилась предметно – развивающая среда группы;
Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.