Юлия Симонова
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 113» г. Орска по теме: «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» Симоновой Юлии Константиновны
Добрый день, коллеги!
Тема моего выступления: Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
2. На первом слайде представлены выражения великих ученых о значении развития руки ребенка, и особенно для развития речи.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Почему же так важны пальчиковые игры для развития речи детей?
На слайде мы видим, что речевой процесс является круговым. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра:
Изначально у ребёнка формируется зона Брока, которая отвечает за развитие устной и письменной речи. Ребенок не сможет сказать ни слова, если у него не будет функционировать центр Брока. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется.
Центр Брока – это двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.
Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть мелкая моторика – один из факторов развития речи.
Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.
Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребёнок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.
Этот центр формируется позже. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др., а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи.
4. Игры с пальчиками одно из эффективных средств развития речи ребенка. Они развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие всех речевых центров: зоны Брока, зоны Вернике и ассоциативного центра. Персонажи и образы пальчиковых игр — паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик — нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения, поэтому я выбрала пальчиковые игры для развития речи в раннем возрасте.
5. Результаты мониторинга речевого развития детей дошкольного возраста и наблюдения за детьми показали, что имеются проблемы в речевом развитии современных детей. На слайде перечислены основные проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
6. На следующем слайде вы можете видеть, какие задачи решаются в процессе пальчиковых игр.
7. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
8. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.
9. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
На данном слайде представлены рекомендации по проведению пальчиковых игр :
1). Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
2). Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3). Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4). Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
5). При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6). Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. 7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
7). Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
8). В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2—З раза.
9). При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
10). Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
11). Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
12). Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте (например, изменив задание) или поменяйте игру.
10. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
До 2-х лет дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину, с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой. Потешку или стихотворение читают до игры 3—4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: «Как зайка шевелит ушами? «Как курочка открывает рот?». При необходимости ребенку помогают выполнить движение
11. С 2-х до 3-х лет Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомство с пальчиками : составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота). С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает малыша к звукоподражанию.
12. Пальчиковые игры можно использовать в любые режимные моменты, включать в занятия.
13. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления — это и есть пальчиковые игры.
14. Спасибо за внимание!