Татьяна Павловна Белоусова
Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства
Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий:
• Физиологические - нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка
• Социальные - наличие общения ребенка со взрослым – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста, Какие есть основания для беспокойства?» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
• Психологические – нормальное развитие психологической базы речи – восприятия, внимания, памяти, мышления.
Довербальное и начальное вербальное развитие (в норме).
1 месяц: Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
2 месяца: Улыбка при общении
3 месяца: Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 месяца: Дифференцированность комплекса оживления, смех
5 месяцев: Дифференциация направления звука, певучее гуление
6 месяцев: Лепет
7 месяцев: Ориентация на колокольчик, готовность к совместной игровой деятельности
8 месяцев: Реакция на незнакомое лицо, повторение БА – БА - БА
9 месяцев: Общение с помощью жестов, игра «Ладушки»
10 месяцев: В речи 1- 2 лепетных слова, ситуационное понимание обращенной речи
11 месяцев: В речи 3 лепетных слова с их соотнесением
1 год: В речи 3 – 4 (9) лепетных слова с их соотнесением. Понимание простой инструкции, дополняемой жестом, 20 слов – жестов.
15 месяцев: В словаре ребенка есть 6 слов. Понимание простой инструкции без жеста.
18 месяцев: В словаре 7 – 20 слов. Показывает одну из частей тела.
21 месяц: В словаре 20 слов. Фраза из двух слов. Показывает 3 части тела.
2 года: В словаре 50 слов. Предложение из двух слов. Неадекватное использование местоимений Я, ТЫ, МНЕ. Показывает 5 частей тела
30 месяцев: Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет понятие «один».
3 года: В словаре 250 слов. Предложение из 3 слов. Овладение множественным числом глаголов и существительных. Называет свое имя, пол, возраст. Выполняет задания типа: «положи кубик в коробку», рассматривает картинки, слушает короткие истории 5 – 10 минут.
Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться «детская» речь ребенка, а некоторые поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.
Важно не упустить момент, когда нужно серьезно заняться постановкой или исправлением звуков.
Примерные сроки формирования звуков в речи ребенка
1-2 года: А О Э П Б М
2 – 3 года: И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й
3 – 5 лет: С З Ц Ш Ж Ч Щ
5 – 6 лет: Р Л
Мы видим, что к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Если этого не произошло, мы не можем говорить о нормально развивающейся речи ребенка.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Речевой гимнастикой нужно заниматься с 5 – летнего возраста, но можно использовать и для занятий с детьми более раннего возраста. Но для этого ребенок должен знать названия частей своего тела (лица, артикуляционных органов и правильно ориентироваться в них.
Этапы развития речи:
1. Этап. От 0 до 1 года. – Довербальное развитие.
• до 2 месяцев – формируется реагирование на звуки, речь, улыбка на лице – в 2 месяца,
• гуление – в 3 месяца,
• смех – в 4 месяца,
• в 5 – 6 месяцев до 1 года - лепет, интонационная окраска крика, речи развивается. Лепет отсутствует у детей с физически нарушенным слухом, с ТНР, с ТН интеллекта.
Основания для беспокойства:
• не реагирует на звуки
• не поворачивает голову в сторону подошедшего взрослого
• Кричит (плачет) редко или тихо
• Не кряхтит
• Нет смеха
• Не было гуления или оно было однообразное
• Не реагирует на свое имя
• Нет лепетных слов : АВ – АВ, БИ – БИ, НА, ДАЙ, БАБА, МАМА, ПАПА
После 1 года развитие речи идет стремительно.
2. Этап. 1 год – 1,5 года. Вербальное развитие.
Появляются сочетания АМ – АМ, есть 3 – 6 слов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА … К 1, 5 годам должно быть не менее 20 слов. Необходимо помнить, что развитие мальчиков отстает от развития девочек.
Симптомы риска на данном этапе:
• Отсутствие первых слов
• Отсутствие подражательных действий взрослым (Пока – Пока)
• Невыполнение элементарных команд взрослого
3 Этап 1, 5 года – 2 лет.
Словарный запас - 50 слов. Появляются попытки связи 2 – х слов (предложение). Развивается жестовая речь, т. к. слов недостаточно, а потребность в общении большая. Развивается регулятивная функция речи, т. е. ребенок должен понимать смысл слов МОЖНО – НЕЛЬЗЯ.
Симптомы риска на данном этапе:
• Продолжающееся отсутствие первых слов
• Малочисленный словарный запас
• Отсутствие попыток словоизменения.
• Отсутствие попыток стабилизации слоговой структуры слова.
4. Этап. 2 – 3 года.
Мощное накопление словарного запаса. Появляется в речи Я. Фраза состоит из 2 – 3 слов. Доступны к пониманию сказки, рассказы.
Симптомы риска на данном этапе:
• Отсутствие фразовой речи. (У/О, аутизм, ТНР, шизофрения).
Основания для беспокойства:
• Ребенок говорит не целыми словами, а частями: ДЕВОЧКА = ДЕКА, КУПИ = ПИКУ
• Отсутствует фраза, предложение.
• В речи нет глаголов: Я НЕ ХОЧУ = Я НЕТ
• Во время речи язык вываливается изо рта
• У ребенка всегда открыт рот, течет слюна.
5. Этап. 3 – 5 лет.
Обиходная фразовая речь. Словарь – 3 – 5 тыс. слов. М. б. физиологическое заикание, запинки речевые. – из – за того, что словарный запас превышает коммуникативные возможности языка. Заканчивается формирование фонетической стороны речи, т. е. к 5 годам все звуки сформированы. Ребенок овладевает звуковым анализом, т. е. его можно учить грамоте. Ребенок поддерживает речевой диалог, в состоянии высказываться. Есть чувство языковой нормы.
Фраза содержит 5 -6 слов. Начинается сензитивный период для обучения чтению.
Основания для беспокойства:
• Ограничен словарь, ребенок затрудняется самостоятельно рассказать об увиденном
• Ребенок затрудняется группировать предметы: ОВОЩИ – МЕБЕЛЬ и т. д.
• Не может заменить слов синонимом: СОБАКА – ПЕС
• Не активен в речевом общении
• Нарушено звукопроизношение
• Не может выговорить сложные слова: РЕГУЛИРОВЩИК, ЛЕКАРСТВО.
Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того, чтобы наладить систематические, планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:
1. Коррекция произношения
2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)
3. Формирование грамматических умений и навыков
Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут быть выделены различные разделы:
1. Коррекция произношения
• Развитие мимики
• Развитие моторики
• Развитие артикуляционного аппарата
• Постановка нарушенного звука
• Автоматизация звука
• Дифференциация звуков
2. Формирование словаря
• Слова, обозначающие предметы (номинаты)
• Слова, обозначающие действия (предикаты)
• Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)
3. Формирование грамматических умений и навыков
• Связь слов в предложении (управление, согласование)
• Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)
• Работа над рассказом, пересказом
По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).