МААМ-картинки

Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?

Татьяна Павловна Белоусова
Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства

Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий:

• Физиологические - нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка

• Социальные - наличие общения ребенка со взрослым – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста, Какие есть основания для беспокойства?» размещена в разделах

• Психологические – нормальное развитие психологической базы речи – восприятия, внимания, памяти, мышления.

Довербальное и начальное вербальное развитие (в норме).

1 месяц: Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком

2 месяца: Улыбка при общении

3 месяца: Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление

4 месяца: Дифференцированность комплекса оживления, смех

5 месяцев: Дифференциация направления звука, певучее гуление

6 месяцев: Лепет

7 месяцев: Ориентация на колокольчик, готовность к совместной игровой деятельности

8 месяцев: Реакция на незнакомое лицо, повторение БА – БА - БА

9 месяцев: Общение с помощью жестов, игра «Ладушки»

10 месяцев: В речи 1- 2 лепетных слова, ситуационное понимание обращенной речи

11 месяцев: В речи 3 лепетных слова с их соотнесением

1 год: В речи 3 – 4 (9) лепетных слова с их соотнесением. Понимание простой инструкции, дополняемой жестом, 20 слов – жестов.

15 месяцев: В словаре ребенка есть 6 слов. Понимание простой инструкции без жеста.

18 месяцев: В словаре 7 – 20 слов. Показывает одну из частей тела.

21 месяц: В словаре 20 слов. Фраза из двух слов. Показывает 3 части тела.

2 года: В словаре 50 слов. Предложение из двух слов. Неадекватное использование местоимений Я, ТЫ, МНЕ. Показывает 5 частей тела

30 месяцев: Адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет понятие «один».

3 года: В словаре 250 слов. Предложение из 3 слов. Овладение множественным числом глаголов и существительных. Называет свое имя, пол, возраст. Выполняет задания типа: «положи кубик в коробку», рассматривает картинки, слушает короткие истории 5 – 10 минут.

Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться «детская» речь ребенка, а некоторые поощряют «сюсюканье», что абсолютно недопустимо.

Важно не упустить момент, когда нужно серьезно заняться постановкой или исправлением звуков.

Примерные сроки формирования звуков в речи ребенка

1-2 года: А О Э П Б М

2 – 3 года: И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й

3 – 5 лет: С З Ц Ш Ж Ч Щ

5 – 6 лет: Р Л

Мы видим, что к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Если этого не произошло, мы не можем говорить о нормально развивающейся речи ребенка.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Речевой гимнастикой нужно заниматься с 5 – летнего возраста, но можно использовать и для занятий с детьми более раннего возраста. Но для этого ребенок должен знать названия частей своего тела (лица, артикуляционных органов и правильно ориентироваться в них.

Этапы развития речи:

1. Этап. От 0 до 1 года. – Довербальное развитие.

• до 2 месяцев – формируется реагирование на звуки, речь, улыбка на лице – в 2 месяца,

• гуление – в 3 месяца,

• смех – в 4 месяца,

• в 5 – 6 месяцев до 1 года - лепет, интонационная окраска крика, речи развивается. Лепет отсутствует у детей с физически нарушенным слухом, с ТНР, с ТН интеллекта.

Основания для беспокойства:

• не реагирует на звуки

• не поворачивает голову в сторону подошедшего взрослого

• Кричит (плачет) редко или тихо

• Не кряхтит

• Нет смеха

• Не было гуления или оно было однообразное

• Не реагирует на свое имя

• Нет лепетных слов : АВ – АВ, БИ – БИ, НА, ДАЙ, БАБА, МАМА, ПАПА

После 1 года развитие речи идет стремительно.

2. Этап. 1 год – 1,5 года. Вербальное развитие.

Появляются сочетания АМ – АМ, есть 3 – 6 слов: МАМА, ДЯДЯ, ПАПА … К 1, 5 годам должно быть не менее 20 слов. Необходимо помнить, что развитие мальчиков отстает от развития девочек.

Симптомы риска на данном этапе:

• Отсутствие первых слов

• Отсутствие подражательных действий взрослым (Пока – Пока)

• Невыполнение элементарных команд взрослого

3 Этап 1, 5 года – 2 лет.

Словарный запас - 50 слов. Появляются попытки связи 2 – х слов (предложение). Развивается жестовая речь, т. к. слов недостаточно, а потребность в общении большая. Развивается регулятивная функция речи, т. е. ребенок должен понимать смысл слов МОЖНО – НЕЛЬЗЯ.

Симптомы риска на данном этапе:

• Продолжающееся отсутствие первых слов

• Малочисленный словарный запас

• Отсутствие попыток словоизменения.

• Отсутствие попыток стабилизации слоговой структуры слова.

4. Этап. 2 – 3 года.

Мощное накопление словарного запаса. Появляется в речи Я. Фраза состоит из 2 – 3 слов. Доступны к пониманию сказки, рассказы.

Симптомы риска на данном этапе:

• Отсутствие фразовой речи. (У/О, аутизм, ТНР, шизофрения).

Основания для беспокойства:

• Ребенок говорит не целыми словами, а частями: ДЕВОЧКА = ДЕКА, КУПИ = ПИКУ

• Отсутствует фраза, предложение.

• В речи нет глаголов: Я НЕ ХОЧУ = Я НЕТ

• Во время речи язык вываливается изо рта

• У ребенка всегда открыт рот, течет слюна.

5. Этап. 3 – 5 лет.

Обиходная фразовая речь. Словарь – 3 – 5 тыс. слов. М. б. физиологическое заикание, запинки речевые. – из – за того, что словарный запас превышает коммуникативные возможности языка. Заканчивается формирование фонетической стороны речи, т. е. к 5 годам все звуки сформированы. Ребенок овладевает звуковым анализом, т. е. его можно учить грамоте. Ребенок поддерживает речевой диалог, в состоянии высказываться. Есть чувство языковой нормы.

Фраза содержит 5 -6 слов. Начинается сензитивный период для обучения чтению.

Основания для беспокойства:

• Ограничен словарь, ребенок затрудняется самостоятельно рассказать об увиденном

• Ребенок затрудняется группировать предметы: ОВОЩИ – МЕБЕЛЬ и т. д.

• Не может заменить слов синонимом: СОБАКА – ПЕС

• Не активен в речевом общении

• Нарушено звукопроизношение

• Не может выговорить сложные слова: РЕГУЛИРОВЩИК, ЛЕКАРСТВО.

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того, чтобы наладить систематические, планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

1. Коррекция произношения

2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)

3. Формирование грамматических умений и навыков

Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут быть выделены различные разделы:

1. Коррекция произношения

• Развитие мимики

• Развитие моторики

• Развитие артикуляционного аппарата

• Постановка нарушенного звука

• Автоматизация звука

• Дифференциация звуков

2. Формирование словаря

• Слова, обозначающие предметы (номинаты)

• Слова, обозначающие действия (предикаты)

• Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)

3. Формирование грамматических умений и навыков

• Связь слов в предложении (управление, согласование)

• Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)

• Работа над рассказом, пересказом

По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

Публикации по теме:

Психологические и физиологические особенности формирования речи детей первого и второго года жизни Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Язык – это система знаков. Речь как.

Родительское собрание для родителей подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Предлагаю вашему вниманию презентацию к родительского собранию для родителей подготовительной группы детского сада. Речь занимает чрезвычайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 21:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста. Какие есть основания для беспокойства?» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павловна Белоусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД