Наталия Шокурова
Развитие речи детей раннего возраста
Белгородская область
Город Старый Оскол
МБДОУ ДС № 62 «Золотой улей»
Воспитатель
Шокурова Н. Ю.
Развитие речи детей раннего возраста.
Развитию речи детей раннего возраста следует уделять особое внимание. Ведь к шести годам ребёнок должен не только чисто говорить, иметь богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами. Поэтому, чем раньше начать с ребёнком заниматься, тем больших успехов можно добиться. Здесь большую роль играет дидактическая игра, ведь она стимулирует ребёнка.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он начинает понимать обращённую к нему речь, сам пытается говорить и к трём годам свободно объясняется с окружающими. Этот бурный процесс развития не происходит сам по себе, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно, как это утверждают некоторые учёные. Нормальное созревание высшей нервной деятельности- необходимое условие полноценного развития ребёнка. Но одних природных задатков для этого не достаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребёнка людей.
Чтобы маленькие дети овладели речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес к дидактической игре, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребёнок охотно участвует в дидактических играх, ждёт их, радуется им.
Во время дидактической игры ребёнок, слушает взрослого, смотрит на то, что ему показывают, овладевает определёнными знаниями, проявляет инициативу.
Он многое узнает о свойствах разных предметов, природных явлениях и качеств различных материалов и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем их мире. Когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. В процессе дидактической игры у детей развивается целеустремлённость, активность, самореализация.
Очень рано ребёнок соприкасается с миром природы. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, во время прогулки видят солнце, дождь, снег. Любят наблюдать за животными.
Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребёнка и формирование его речи, воспитания чувств. Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Если ребёнок предоставлен сам себе, он не приобретет необходимые для его развития сведения или же у него будет складываться неправильное представления об окружающем его мире. Поэтому в раннем детстве необходимо руководить процессом познания ребёнком окружающих его предметов и явлений.
Очень важно, какими способами дети получают сведения об окружающем мире. В раннем детстве мышление детей ещё конкретно, носит практический характер, поэтому первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной обстановке. Конечно картинка с изображением собаки, кошки или курицы тоже даёт ребёнку общее какое – то представление об животных, но наиболее отчетливые, соответствующие действительности представления сложатся тогда, когда малыш увидит настоящее животное, его движения, послушает как он кричит, посмотрит как он ест и произойдёт процесс тактильного взаимодействия.
Для стимуляции самостоятельной речи ребёнка взрослый должен как можно чаще обращаться к нему с вопросами и просьбами составить рассказ по предложенным картинкам.
Для закрепления этих навыков необходимо что бы ребёнок был постоянно в диалоге со взрослыми. Задача воспитателя, помимо работы в группе, над вопросом развития речи, так же консультировать родителей о том что ведение диалога со своим ребёнком необходимо для лучшего результата.
Формат таких диалогов должен строиться на обсуждений каких- либо природных явлений, предстоящих или прошедших событий дня, совершающихся действий окружающих людей. Например: совершая прогулку по дороге с детского сада к дому обсудить, что сейчас наступила осень, опали листья, задать ребёнку вопросы что стало с листочками, каких цветов листья мы видим на деревьях, рассказать о том что птицы улетают на юг тем самым обратить внимание ребёнка на полёт птиц, понаблюдать за работой дворника убирающего листья и обсудить его труд, для чего это необходимо. Сопровождать диалогом какой- либо процесс домашних дел. Например: накрывая вечерний ужин обсудить с ребёнком какая красивая посуда, какой вкусный ужин приготовили, какие продукты использовались для его приготовления, чем будут заниматься после ужина. Тем самым способствуя не только развитию речи ребёнка и построению фраз, но и развитию мыслительных процессов, наблюдательности, выявлению характеристик разных предметов.
Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок получал как можно больше разнообразных впечатлений, знакомился с окружающим миром, а затем рассказывал, что он видел и слышал. Развитие зрительного, звукового и осязательного восприятия оказывает непосредственное воздействие на становление речи.
Начиная с двух лет ребёнка учат произносить звуки и слова правильно. Могут возникнуть трудности с произнесением свистящих, шипящих и сонорных звуков, неправильное произношение которых обусловлено несовершенством речевого аппарата ребёнка. Для формирования хорошей дикции необходимо проводить специальные дидактические игры и упражнения, которые путём многократного повторения закрепят правильное произношение трудных звуков.
На третьем году жизни на речевое поведение ребёнка начинает оказывать влияние общение с другими детьми. Степень речевого развития ребёнка во многом определяет его умение вступать в контакт со сверстниками. Ребёнок с хорошей речью может свободно пригласить другого ребёнка в игру, объяснить ему правила, придумать интересный сюжет. Задача воспитателя в области развития речи детей- помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства.
Индивидуальное общение со взрослым для детей этого возраста является оптимальным для развития связной речи. В таком общении ребё нок осваивает следующие умения:
- понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на на наглядность, а постепенно и без
- реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя
- относить к себе речь взрослого, обращённую к группе людей, понимать её содержание и реагировать в соответствии с ним
- вступать в контакт со сверстниками, детьми других возрастов для достижения взаимопонимания
- задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т. п.
Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:
- название предметов,включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении
- название действий с предметами, некоторых особенностей предметов- крупные части, размеры, цвет (4 цвета, другие особенности (теплый, чистый и т. п.)
- название некоторых трудовых действий, орудий необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала и выгладила платье и т. п.)
- название собственных действий (убрала игрушки, вымыл и вытер руки, обула туфли, одел шорты и т. п.)
- имена близких людей- родственников, воспитателей
Так же идет освоение структуры простого предложения, использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени, использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности.
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребёнок учиться воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, в среднем темпе, правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить ритм стихотворения.
Организовывая занятия по развитию речи с детьми необходимо учитывать следующие:
- занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении
- необходимо наличие эмоционального контакта между педагогом и ребёнком
- в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения
- следует многократно повторять материал, чтобы закрепить знание, умение и навыки
- содержание материала должно соответствовать опыту детей и основываться на программе детского сада
- уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задание следует усложнять постепенно
- длительность занятий должны составлять от 5-10 до 15-20 минут
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Ребёнок может продуктивно заниматься только, когда ему по – настоящему интересно. Кроме того активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться с помощью дидактической игры.
Список литературы
1. Новосёлова С. Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» / Москва «Просвещение» 1985г.
2. Лешинская В. В., Иевлев А. И. «Развивающие игры с детьми до трёх лет»/ Москва2010г.
3. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» / Москва 2008г.
4. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста» / издательство «Мозайка- Синтез» 2010г.
5. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2-3 лет. Развитие речи» / Москва 2011- Творческий Центр