Ольга Першина
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций»; поэтому очень важно, чтобы осознание» сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает осознанно воспринимать окружающий мир и являться средством общения, невозможно.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
С. Л. Рубенштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить, и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
Театрализованная деятельность также позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неиссякаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом, и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
"Теремок".
Занятие 1. «Стоит в поле теремок, теремок».
Содержание занятия.
1. Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра.
2. Беседа по содержанию сказки.
3. Упражнения на интонационную выразительность.
Пояснения к занятию.
Воспитатель встречает детей и обращает их внимание на красивый домик, что стоит у него на столе. Сообщает, что это теремок. Про него и будет сказка. (Рассказывает и показывает сказку «Теремок»).
Вопросы к детям:
- Какой был теремок?
- Кто первый постучал в него?
- Каких еще героев вы запомнили?
- После этого воспитатель предлагает детям, по желанию, постучаться в теремок и спросить, кто в нем живет (как мышка, как зайчик, лягушка). Вырабатывая интонационную выразительность речи, воспитатель в ходе упражнений комментирует голос каждого героя: «У мышки голос – тоненький, она пищит. У медведя – грубый, он ревет и т. д.
В заключении воспитатель хвалит детей за исполнительское умение и приглашает водить хоровод вокруг теремка.
Занятие 2. «Кто в теремочке живет».
Содержание занятия:
1. Игра «Угадай, о ком говорю».
2. Рассказывание сказки «Теремок» вместе с детьми.
3. Имитационные упражнения.
Пояснения к занятию.
Воспитатель вносит сундучок и говорит о том, что в нем спрятаны герои знакомой сказки. Проводит игру «Угадай, о ком говорю», в ходе которой описывает характерные особенности каждого героя из сказки «Теремок» ( например: маленькая, серенькая, быстрая, юркая, а дети отгадывают о ком идет речь. По окончании игры, когда из сундучка появятся все герои, воспитатель рассказывает сказку «Теремок», привлекая детей к хоровым и индивидуальным высказываниям, например: «Юля, попросилась как мышка, в теремок». При этом воспитатель описывает характерные движения героев, а дети имитируют их движения.
По окончании воспитатель хвалит детей за старание и просит попрощаться с ним, как мышка, лисичка, медведь.
Занятие 3. «В тесноте да не в обиде».
Содержание занятия.
1. Отгадывание загадок.
2. Игра – имитация «Догадайся, о ком говорю».
3. Драматизация сказки «Теремок».
Пояснения к занятию.
Воспитатель начинает занятие словами:
Сказку, детки, в гости звали?
Сказку, детки, очень ждали?
Отгадайте же загадки –
Сказка вновь придет к ребяткам!
1. Маленький шарик
Под полом шарит. (Мышка)
2. Маленький, беленький
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык. (Заяц)
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
4. По земле скачет,
По воде плывет. (Лягушка)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
6. Зимой спит,
Летом – ульи ворошит. (Медведь)
По мере того, как дети отгадывают загадки, воспитатель достает последовательно героев – персонажей настольного театра и просит догадаться, из какой сказки эти герои. После этого достает маски - шапочки с изображением мышки, зайца, волка, лисы, лягушки, медведя, и дети, по желанию, выбирают любую. Воспитатель проводит игру «Догадайся, о ком я говорю», в ходе которой описывает характерные особенности героев, их движений, голоса, а дети, услышав о герое, которого они выбрали, имитируют его и голосом передают характер. Проводится драматизация сказки «Теремок». С детьми – зрителями воспитатель встает в круг – это теремок.
Выход каждого героя сопровождается так: «Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит…». При этом дети и воспитатель идут по кругу и эту фразу произносят все вместе. Все герои, по очереди, входят в середину круга. Когда появляется медведь и ломает теремок, дети разрывают круг. Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?».
Дети строят новый теремок – снова встают в круг, и сказка завершается словами:
Стоит в поле теремок, теремок,
Очень - очень он высок, ох, высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
Под веселую музыку дети танцуют.