Трофимова Ольга
Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора»
Актуальность
В настоящее время в нашу жизнь постоянно вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Поэтому проблема развитие речи имеет особую значимость.
Публикация «Проект „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Расширить запас слов помогают малые формы фольклора, его звучность, ритмичность, напевность привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной речи.
Аннотация
Тип проекта :
педагогический
Участники: воспитанники 3-4 лет, педагоги, родители
Продолжительность:1 год
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста
средствами устного народного творчества
Задачи проекта
1) Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико – мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях;
2) Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппарата, звуко-подражания, активации словаря;
3) Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров. Организационный этап
-проведение диагностического обследования речи детей;
- организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора;
-анализ предметно-развивающей среды в группе;
-изучение методической литературы по проблеме, формулирование целей и задачей проекта, определение стратегии хода и результатов проекта;
-анкетирование родителей.
Основной этап
-обновление и наполнение предметно-развивающей среды группы как необходимого условия для формирования познавательной мотивации и развития речи;
-использование малых форм в разных видах организованной образовательной деятельности.
Заключительный этап
-проведение итогового мониторинга уровня речевого развития детей группы, подведение результатов, определение перспектив дальнейшей работы;
повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста;
-выступление с мультимедийной презентацией проекта на педагогическом совете учреждения, с целью повышения уровня педагогических знаний и умения педагогов;
-совершенствование педагогического мастерства через участие в виртуальном сетевом сообществе воспитателей.
Ожидаемые результаты
- активный и пассивный словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями;
- будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи;
- воспитанники овладеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
- сформируется положительное отношение к режимным моментам;
- повысится интерес к художественной литературе;
-у родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Литература
1. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. -М. :ТЦ Сфера,2005.-224с.
2. Мельников М. Н. Русский детский фольклор : Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М. : Просвещение, 1987. – 240с.
3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
4. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М. : Просвещение, 1984. – 240с.