елена тузова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы уровень речевого развития дошкольников резко снижается, возрастает доля детей старшего дошкольного возраста с несформированной связной речью, что сказывается на последующем развитии и обучении ребенка.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Дети раннего и младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают одной из важнейших форм речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Оно таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает к познавательной деятельности и речевой активности. Художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста делают фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку.
В развитии малышей большую роль играют потешки, песенки, сказки. Детям младшего дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В природе этих сказок – резкое разграничение положительного и отрицательного, встречаются образы простовато - глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя – увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д. Дети, прислушиваясь к простой рифме, повторяющимся словам, восклицательным и эмоциональным обращениям учатся слушать и повторять слова, при этом обогащается речь ребенка, развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, расширяется словарный запас, развивается воображение.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя их воспитанию на народной мудрости.
Поскольку развитие речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, то использование устного народного творчества наряду с основными методами и приемами речевого развития позволит решать практически все задачи по формированию связной и образной речи дошкольников.
Развитие речи детей должно осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по всем видам деятельности, на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей, на специально организованных занятиях по развитию речи.
Развитие речи детей в различных видах деятельности.
Создание пространственной предметно- развивающей среды:
- Подбор потешек, сказок, соответствующих программе и возрасту детей группы.
- Подбор картинок животных, игрушек зверей.
- Подбор различных иллюстраций к сказкам.
- Создание картотеки потешек.
- Материалы для художественного творчества.
- Подбор различных видов театров.
НОД:
Социально – коммуникативное развитие
- Театрализованные игры.
- Ситуативные разговоры.
- Дидактические игры: «Кто в сказке живёт?», «Сложи картинку», «Чей это дом?».
- Пальчиковые игры: «Семья», «Этот пальчик дедушка …».
Познавательное развитие
- Рассматривание различных книг, иллюстраций к сказкам, рассматривание героев сказок.
- Просмотр детских видеофильмов с последующим обсуждением.
- Прослушивание сказок в аудиозаписи.
- Оформление выставок «Наши любимые сказки», «Кукла - оберег».
Речевое развитие
- Дидактические игры: «Отгадай героя сказки по описанию», «Кто как говорит?», «Угадай, чей голосок», «Кто ушёл?», «Чудесный мешочек».
- Заучивание потешек: «»Наши уточки с утра…», «Пошёл котик на торжок…», «Заяц Егорка…», «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, кички…», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Из-за леса, из-за гор,», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Огуречик, огуречик».
- Чтение сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского, «Теремок» (обр. М. Булатова, «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).
- Составление коротких рассказов по картинке, описание персонажа потешки, сказки.
- Игры в знакомую сказку с помощью персонажей настольного, пальчикового, кукольного театра.
Художественно – эстетическое развитие
- Наблюдение за рисованием взрослым сказочных персонажей.
- Рисование «Колобок катится по дорожке».
- Рисование в раскрасках.
- Создание коллективных творческих работ по сказкам.
- Лепка: «Вот какая елочка», «Вкусное угощение», «Колобок катится по дорожке», «Угощайся мишка, зайка», «Миски трех медведей».
- Конструирование: «Сказочный теремок», «Мебель для мишки».
- Обыгрывание построек с использованием сюжетных игрушек, животных, персонажей сказок.
- Прослушивание детских песенок.
Самостоятельная деятельность детей:
- Рассматривание различных книг, иллюстраций к сказкам.
- Прослушивание сказок в аудиозаписи.
- Просмотр сказок.
- Художественно-творческая деятельность.
- Рассматривание картинок с изображение животных, называние их, игры с игрушками зверей.
- Собирание разрезных картинок по мотивам русских народных сказок.
Совместная деятельность в ходе режимных моментов:
- Чтение сказок, отгадывание загадок о героях сказок.
- Совместные театрализованные и сюжетные игры с участием сказочных персонажей, животных.
- Игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях устного народного творчества).
- Сопровождение основных режимных моментов соответствующими произведениями устного народного творчества.
В результате систематической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности можно добиться следующих результатов:
• Дети умеют внимательно слушать сказки, потешки и другие литературные произведения понимают содержание, следят за развитием действий.
• У детей происходит постепенное развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания, мышления, памяти, активной речи.
• Развивается активный словарь детей, речь обогащается новыми словами, оборотами, выражениями.
• Формируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.