МААМ-картинки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества

елена тузова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы уровень речевого развития дошкольников резко снижается, возрастает доля детей старшего дошкольного возраста с несформированной связной речью, что сказывается на последующем развитии и обучении ребенка.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества» размещена в разделах

Дети раннего и младшего дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают одной из важнейших форм речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Оно таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает к познавательной деятельности и речевой активности. Художественное совершенство и доступность восприятию ребёнка дошкольного возраста делают фольклор важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку.

В развитии малышей большую роль играют потешки, песенки, сказки. Детям младшего дошкольного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В природе этих сказок – резкое разграничение положительного и отрицательного, встречаются образы простовато - глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя – увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д. Дети, прислушиваясь к простой рифме, повторяющимся словам, восклицательным и эмоциональным обращениям учатся слушать и повторять слова, при этом обогащается речь ребенка, развивается фонематический слух, артикуляционный аппарат, расширяется словарный запас, развивается воображение.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя их воспитанию на народной мудрости.

Поскольку развитие речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, то использование устного народного творчества наряду с основными методами и приемами речевого развития позволит решать практически все задачи по формированию связной и образной речи дошкольников.

Развитие речи детей должно осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по всем видам деятельности, на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей, на специально организованных занятиях по развитию речи.

Развитие речи детей в различных видах деятельности.

Создание пространственной предметно- развивающей среды:

- Подбор потешек, сказок, соответствующих программе и возрасту детей группы.

- Подбор картинок животных, игрушек зверей.

- Подбор различных иллюстраций к сказкам.

- Создание картотеки потешек.

- Материалы для художественного творчества.

- Подбор различных видов театров.

НОД:

Социально – коммуникативное развитие

- Театрализованные игры.

- Ситуативные разговоры.

- Дидактические игры: «Кто в сказке живёт?», «Сложи картинку», «Чей это дом?».

- Пальчиковые игры: «Семья», «Этот пальчик дедушка …».

Познавательное развитие

- Рассматривание различных книг, иллюстраций к сказкам, рассматривание героев сказок.

- Просмотр детских видеофильмов с последующим обсуждением.

- Прослушивание сказок в аудиозаписи.

- Оформление выставок «Наши любимые сказки», «Кукла - оберег».

Речевое развитие

- Дидактические игры: «Отгадай героя сказки по описанию», «Кто как говорит?», «Угадай, чей голосок», «Кто ушёл?», «Чудесный мешочек».

- Заучивание потешек: «»Наши уточки с утра…», «Пошёл котик на торжок…», «Заяц Егорка…», «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, кички…», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Из-за леса, из-за гор,», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Огуречик, огуречик».

- Чтение сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Козлятки и волк» (обр. К. Ушинского, «Теремок» (обр. М. Булатова, «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).

- Составление коротких рассказов по картинке, описание персонажа потешки, сказки.

- Игры в знакомую сказку с помощью персонажей настольного, пальчикового, кукольного театра.

Художественно – эстетическое развитие

- Наблюдение за рисованием взрослым сказочных персонажей.

- Рисование «Колобок катится по дорожке».

- Рисование в раскрасках.

- Создание коллективных творческих работ по сказкам.

- Лепка: «Вот какая елочка», «Вкусное угощение», «Колобок катится по дорожке», «Угощайся мишка, зайка», «Миски трех медведей».

- Конструирование: «Сказочный теремок», «Мебель для мишки».

- Обыгрывание построек с использованием сюжетных игрушек, животных, персонажей сказок.

- Прослушивание детских песенок.

Самостоятельная деятельность детей:

- Рассматривание различных книг, иллюстраций к сказкам.

- Прослушивание сказок в аудиозаписи.

- Просмотр сказок.

- Художественно-творческая деятельность.

- Рассматривание картинок с изображение животных, называние их, игры с игрушками зверей.

- Собирание разрезных картинок по мотивам русских народных сказок.

Совместная деятельность в ходе режимных моментов:

- Чтение сказок, отгадывание загадок о героях сказок.

- Совместные театрализованные и сюжетные игры с участием сказочных персонажей, животных.

- Игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражание движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях устного народного творчества).

- Сопровождение основных режимных моментов соответствующими произведениями устного народного творчества.

В результате систематической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности можно добиться следующих результатов:

• Дети умеют внимательно слушать сказки, потешки и другие литературные произведения понимают содержание, следят за развитием действий.

• У детей происходит постепенное развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания, мышления, памяти, активной речи.

• Развивается активный словарь детей, речь обогащается новыми словами, оборотами, выражениями.

• Формируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки»Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки» Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ с помощью игрового пособия «Радужные ленточки». Все педагоги в сфере коррекционного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества
Опубликовано: 26 января 2022 в 17:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем елена тузова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД