Вихрова Светлана
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а так же возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
К сожалению, большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. У детей, которые посещают логопедическую группу, существует множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Чтобы помочь детям научиться связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни нужно использовать игровые технологии в развитии речи.
Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Дидактическая игра достаточно распространена в педагогической практике для развития речи у детей с ОНР.
Дидактические игры с точки зрения логопедических целей условно делятся на две группы:
1) дидактические игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовке у обучению грамоте;
2) дидактические игры, направленные на формирование лексико – грамматической стороны речи.
Такие игры позволяют детям без излишнего напряжения овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение.
В играх дети получают возможность самостоятельно действовать в определённых ситуациях или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Например, в игре «Кто скорее перенесёт предмет?» они самостоятельно среди множества игрушек отбирают нужные – те, названия которых начинается со звонких (глухих) звуков, - самостоятельно ставят их в определённое место, самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, выявляют ошибки.
Только в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию.
Одним из важных условий успешности обучения в ходе дидактических игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо, непринуждённо. При выборе игры нужно учитывать тему, которую дети изучают на логопедических занятиях.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?» и т. д.
Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению пройденного.
В коррекционном процессе большое внимание уделяется обучению грамоте. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.
Для выработки практического навыка деления слов на слоги с детьми проводятся дидактические игры : «Договори слово», «Кто больше?». Педагог произносит первый слог, а дети – второй (ши–на, ми–на, шут–ка, пе–на, сум–ка).
В игре «Эхо»» дети повторяют вторую половину слова: неза–будка, дети – будка, будка; бала–лайка, дети – лайка, лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех – мех, экран – кран, олень – лень, клещ – лещ, коса – оса).
Игра «Кто больше придумает слов?» активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора, маг, торг, гам).
Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном: самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и. т. д.
Таким образом, использование в коррекционном процессе игр и разных заданий, создание на занятиях игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:
• Простота и точная формулировка правил игры;
• доступность игрового материала всем детям;
• простота изготовления дидактического материала;
• участие всех детей в игре;
• справедливое и чёткое подведение её результатов.
Для детей игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания.
Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.