Наталья Зыкова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
«Мудрость предков – зеркало для потомков»
К. Д. Ушинский
1. Актуальность:
На сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русского фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»
2. Цель:
Использование произведений народного фольклора как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
3. Задачи:
1. определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;
2. проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;
3. Показать красоту русского языка через устное народное творчество. Сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.
4. Принципы работы с разными формами фольклора :
1. учёт возрастных особенностей;
2. интеграция с разными видами деятельности детей;
3. активное включение в деятельность всех детей;
4. максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора создании речевой среды.
5. В работе использовались различные методы :
- Наглядные методы позволяли формировать яркие представления о фольклоре, давали возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы;
- Практические методы позволяли уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствовали возникновению атмосферы заинтересованности;
- Словесные методы помогали формировать у детей эмоционально-положительное отношение к жанрам устного народного творчества, позволяли в кратчайший срок передать детям информацию.
6. Приемы:
- приём инсценирования с помощью специально отобранных средств;
- рассказ воспитателя с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
- приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
- приём речевого образца – правильная речевая деятельность воспитателя;
- хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;
- заучивание наизусть по ролям, сочинение загадок, сказок;
- приём оценки ответа или действия и исправление;
- показ способов действий.
7. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи.
Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к желанию пересказывать ее, инсценировать и даже попробовать свои силы в сочинительстве сказок.
8. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Применение загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
При работе с загадкой использовались такие формы:
* нарисуй отгадку;
*придумай свою загадку;
* придумай загадку по картинке.
9. Пословицы и поговорки– особый вид устного народного творчества.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
10. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику
11. Пословицы и поговорки помогают детям чётко и лаконично выражать свои мысли, красочно описывать предметы и явления, творчески употреблять слово.
Работа с пословицами и поговорками постепенно усложняется от понимания значения выражения до составления рассказа по нему, рисунка.
12. Широко используются дидактические игры по пословицам: словесные - «Кто больше назовет пословиц о труде, о гостеприимстве», с дидактическим материалом т. д. ; «Собери пословицу», «Пословицы в квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».
13. Значительно пополняют словарь детей занятия с элементами фольклора, на которых дети знакомятся с атрибутами горницы.
Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, используются различные методические и игровые приемы:
«Доскажи словечко», «Словесное лото, или «Кому что».
14. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
15. Также фольклор используется на утренниках, развлечениях в форме инсценировок, танцев, народных игр.
16. Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
17. Для самостоятельной деятельности детей созданы условия, в которых деятельность будет протекать успешно.
18. Одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями.
Беседа с родителями: «Роль устного народного творчества в жизни дошкольников» Консультация для родителей : «Фольклор и его значение в развитии речи дошкольников
19. Результаты:
- у детей появился интерес к народному творчеству, художественной литературе;
* обогатился словарный запас детей новыми словами, образными выражениями, употребляющимися в произведениях устного народного творчества;
* речь детей стала более выразительной, эмоционально-окрашенной;
* расширились детские представления об окружающем мире.
20. ВЫВОД:
Детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством разовьет у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
После проведённой работы у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.