Галина Никитина
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Становление и развитие речи, умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова, Н. В. Гавриш и др.
Русское народное творчество является доступным для понимания ребенка дошкольного возраста, так как в нем имеется наличие всех необходимых элементов образности, оно оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка, легко воспринимается детьми, развивает мышление и воображение.
Чтение русского народного творчества раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Именно в русском народном творчестве сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы
В народном языке эти выражения насыщены определённым содержанием. Вороной конь-это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Е. И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
З. А. Гриценко, Л. М. Гурович, Е. И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.
Таким образом, художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей дошкольного возраста.
С помощью русского народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества. При этом необходимо отметить, что использование русского народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста необходимо осуществлять в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
В ходе экспериментальной работы в МДО «Детский сад №31» нами были выявлены противоречия :
1) между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития речи детей и тем, что данные исследования не в полной мере используются в МДО;
2) между тем, что русское народное творчество является эффективным средством развития речи и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в МДО.
В связи с этим возникает проблема: каковы возможности использования русского народного творчества как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Исходя из проблемы, целью нашего исследования явилось выявление возможностей использования русского народного творчества как средства развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что система занятий по средствам русского народного творчества будет способствовать развитию речи детей дошкольного возраста
Цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) изучить теоретические основы использования русского народного творчества в формировании речи детей дошкольного возраста;
2) выявить особенности развития речи на основе русского народного творчества;
3) разработать и апробировать систему занятий с использованием русского народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста;
4) проследить динамику изменения уровня развития речи детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной работы.