МААМ-картинки

Развитие речи детей 4–5 лет

Наталья Валентиновна Арсланова
Развитие речи детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей 4 – 5 лет

Чистоговорки

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.

Му-му-му – в руки букву я возьму.

[л]

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.

[р]

Публикация «Развитие речи детей 4–5 лет» размещена в разделах

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

[п]

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Уп-уп-уп – готовлю суп.

[б]

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

[т]

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ят-ят-ят – птички летят.

[д]

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

[н]

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.

На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.

Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.

На-на-на, ни-ни-ни.

[в]

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

[ф]

Аф-аф-аф – купили шарф.

Уф-уф-уф – сядь на пуф.

Оф-оф-оф – поймали сов.

[к]

Ко-ко-ко – рот далеко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Ок-ок-ок – беги со всех ног.

[г]

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Го-го-го – стоит вагон.

[х]

Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хо-хо-хо – идет Пахом.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Ух-ух-ух – летит пух.

[с]

Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,

Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.

[з]

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

[ш]

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

И пишу я не спеша.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо

У меня все хорошо.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Мама нянчит малыша.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо

Помогаю с малышом.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Забочусь о малыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

[щ]

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Дождь идет – я без плаща.

Ще-ще-ще, ще-ще-ще

Нет дождя, а я в плаще.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я тебя не отыщу.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Ты иди, меня ищи!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Поедим сначала щи.

[ж]

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Как-то еж пришел к ужу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Мне ужаток покажи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ежами не дружу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Еж уходит от ужа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

В зоопарк пришли к моржу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа

Испугались мы моржа.

Же-же-же, же-же-же

Сидят птички на морже.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Ближе подошли к моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Повернулись к нам моржи.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Рыбку бросили моржу.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Очень мирные моржи.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи

Не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.

Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.

Жи-жи-жи – нас услышали ужи.

Же-же-же – приползли ужи к меже.

[ч]

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

У меня болит плечо.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Раз болит – иди к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Буду плакать у врача.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

И вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.

Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.

Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.

Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Скороговорки

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’] :

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’] :

Коля колья колет,

Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья

Молоко болтала-болтала,

Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Ветер в трубочку свернул

Листик, в дудочку подул:

Песенка - дыханье ветра -

Зазвенела. где-то, где-то,

Там, за синими лесами

Обернулась парусами.

Морской ветер - старший брат -

Этой песенке так рад! -

Щеки надувает,

Парус наполняет:

Облака-кораблики -

Белые журавлики -

Снова за леса плывут -

С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

* * *

- Эй, зайчонок, серый зайка,

Мне сыграй на балалайке!

Подыграй, а я спою

Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,

Зайка очень постарался,

Балалаечка звенела,

Белка рыженькая пела.

- Ты устал? Ну, отдохни

И опять играть начни.

Молодчина, зайка!

Вот так балалайка!

Упражнение "Балалайка" : напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

* * *

- Кто в лесу стучит, стучит?

- Дятел дерево долбит:

- Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу -

Это дерево лечу:

Под корой - жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение "Дятел" : "выбиваем" звук "Д" кончиком язычка на верхних альвеолах.

Гусь поспорил с индюком:

"Птичник, чей же это дом?"

Гусь шипит: "Да ты малыш!

Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!"

А индюк: "Бл-бл-бл-бла!

У тебя нет ни кола!

Всем понятно: птичник - мой!

Я иду к себе домой!"

Воробьи взлетают с крыш,

Испугавшись: "Ш-ш-ш!"

И бегут на край села

Уточки от "Бл-бл-бла!".

Ты пугать умеешь, друг,

И как гусь, и как индюк?

Нас немного посмеши:

Двух задир нам покажи!

Упражнение "Гусь" : шипим - дуем на язык, подняв его к небу.

Упражнение "Индюк" : широкий язык высовываем за верхнюю губу,

произнося: "Бл-бл-бл".

Потешки

Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик - мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

***

Как у нашего кота

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

***

Травка-муравка

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко

***

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

***

Ай качи качи качи

Ай качи качи качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

В пылу с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися бараночки

***

Дождик-дождик пуще

Дождик дождик пуще

Будет травка гуще,

Будут листья зеленей,

Будут ягодки красней.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Дождик дождик пуще

Дам тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Дождик дождик веселей,

Капай капай не жалей,

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле гпуще,

Станет травка гуще.

***

Заинька попляши

Заинька, походи, Серенький, походи.

Вот так-этак походи. Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, Серенький, покружись.

Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши,

Серенький, попляши. Серенький попляши

Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, Серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.

***

Чики чики чикалочки

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

***

Ночь пришла, темноту привела

Ночь пришла, Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

***

Сорока, сорока.

Сорока, сорока!

Где была? – Далёко!

Печку топила, кашу варила,

Гостей созывала.

Гости прилетели,

На крылечко сели.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала: он по воду

Не ходил, дрова не рубил,

Печку не топил, кашу не варил.

***

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дороженьке,

На одной ноженьке,

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг. в яму

Бух!

***

Радуга-дуга

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

***

Божья коровка

Божья коровка,

Черная головка.

Полети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого,

Только не горелого.

***

Тили - бом! Тили - бом!

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

***

Тень тень потетень

Тень тень потетень, выше города плетень.

Сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса, всему свету я краса.

Похвалялся зайка, поди догоняй кА.

Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.

Похвалялись блохи, и у нас неплохи

Похвалялся медведь, могу песни я петь.

Похвалялася коза, всем я выколю глаза.

***

Курочка- рябушечка

- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

***

Кисонька-мурысонька

— Кисонька-мурысонька,

Ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька мурысонька,

Что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька-мурысонька,

Что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька-мурысонька,

С кем прянички ела?

— Одна. — Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

***

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

***

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

***

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе, под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Еж)

***

Шубка серая для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

***

Загадки

По деревьям - скок да скок

Живой порхает огонек. (Белка)

***

Толстокожий, толстогубый,

А во рту - четыре зуба.

Если он раскроет пасть,

Можно в обморок упасть! (Бегемот)

***

В океане темно-синем

За моржом охочусь я.

На полярной скользкой льдине

Ждет меня моя семья. (Белый медведь)

***

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко,

Рога скинув широко. (Лось)

***

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги

А от голода – кора. (Заяц)

***

Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъемный. (Жираф)

***

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход! (Крокодил)

***

Всю жизнь хожу в тельняшке

Но без ботинок и рубашки. (Зебра)

***

Маленький рост, длинный хвост.

Серенькая шубка,

Остренькие зубки. (Мышь)

Что за зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

***

Весь в иголках бугорок

Мышку в норку уволок. (Еж)

***

Шалунишек за проказы

Мама в сумку прячет сразу. (Кенгуру)

***

Кто в глухом лесу живет,

Любит есть малину, мед? (Медведь)

***

День и ночь нору копаю,

Вовсе солнышка не знаю. (Крот)

***

Без глаз, без рук, без ног

По земле ползет шнурок. (Червяк)

***

Живет старушка

В крепкой избушке:

Носит с собой

Домик такой. (Черепаха)

***

Не ходит, не бегает,

А только по кочкам прыгает. (Лягушка)

***

То свернется пояском,

То спиралью, то клубком,

То в дугу согнется,

То стрелой взовьется. (Змея)

***

Летом на дорожки

Выползают рожки. (Улитка)

***

Наловит мух

И в воду - плюх! (Лягушка)

***

Что за птица: не летает,

А торжественно шагает? (Страус)

***

Весь день рыбак в воде стоял,

В мешок рыбешек набирал.

Закончив лов, забрал улов,

Взмахнул крылом - и был таков. (Пеликан)

***

Стайкой шумной прилетели,

Крошки, зернышки все съели. (Воробьи)

***

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

***

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

***

Нос-то долог,

Голос-то звонок,

Пищит тоненько,

Кусается больненько. (Комар)

***

Ниток много-много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет. (Паук)

***

Не птичка, а с крыльями

Над цветами летает,

Нектар собирает. (Бабочка)

***

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет. (Гусеница)

***

Не зверь, не птица,

Нос - как спица,

Там, где садится,

Может кровь пролиться. (Комар)

***

Прыгает пружинка,

Зелененькая спинка.

По травкам и былинкам –

Через тропинку. (Кузнечик)

***

Брат с братом

Через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза)

Когда мы едим - они работают,

Когда мы не едим -

они отдыхают. (Зубы)

***

Белые силачи

Рубят калачи,

А красный говорун

Новые подкладывает. (Зубы, язык)

***

У Алешки - копной,

У Аленки – волной. (Волосы)

***

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

- Здравствуй, Большак!

- Здорово, Васька-указка

Мишка-середка,

Гришка-сиротка

Да крошка Тимошка! (Пальцы)

***

Рассыпались песчинки

На щечках у Маринки. (Веснушки)

***

У Петьки - картошкой,

У Марьюшки - уточкой. (Нос)

***

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

***

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Веки и глаза)

***

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Тридцать два молотят,

Один поворачивает. (Зубы, язык)

***

Построили хлевец

Для пятерых овец. (Варежки)

***

Как только отправляется

Она зимой гулять,

Жильцы в дома вселяются

И в каждый - целых пять. (Перчатки)

***

От солнца я защита

Для того и сшита. (Панама)

***

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь - у нас работа:

Топать-шлепать по болотам. (Резиновые сапоги)

***

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода. (Шарф)

***

Кто кольцом скрутился,

Себе в хвост вцепился

Единственным зубом -

Надежно и туго? (Ремень)

***

Два братца

Не могут расстаться:

Утром - в дороге,

Ночью - на пороге. (Сапоги)

вошел. (Рубашка)

Публикации по теме:

Сказкотерапия и развитие речи детей Рекомендации педагогам. • Начинать занятия с элементами сказкотерапии с младшего возраста. • Использовать релаксационные упражнения для.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Развитие речи детей 3–5 лет Структура занятий по развитию речи определяется взаимосвязью различных разделов речевой работы : работа над смысловой стороной слова, активизация.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Развитие речи детей с помощью мнемотехники “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие связанной речи у детей со сниженным интеллектом и недоразвитием речи Для детей со сниженным интеллектом и умственно отсталых свойственны проблемы в развитии речи. Это проявляется в ограниченном запасе словарных.

Развитие речи детей раннего возраста Чтобы ваш ребенок заговорил – надо с ним разговаривать. Только общаясь с ребенком, обучая его простым действиям, объясняя назначение предметов.

Влияние речи педагога на развитие речи детей Влияние речи педагога на развитие речи детей Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога.

Автор публикации:
Развитие речи детей 4–5 лет
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 16:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валентиновна Арсланова (УИ 390695) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД