Людмила Корнеева
Развитие речи детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Структура занятий по развитию речи определяется взаимосвязью различных разделов речевой работы : работа над смысловой стороной слова, активизация и обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие элементарного осознания языковых явлений. Предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых навыков и умений создает взаимосвязь различных речевых задач.
Публикация «Развитие речи детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В основе системы лежит комплексный подход, при котором на одном материале или на одном занятии решаются разные речевые задачи. Каждое занятие решает и воспитательные задачи. У детей развиваются нравственные качества, культура речевого общения, формируются эстетические представления, и нравственные чувства. Часть работы по речевому развитию- специальные занятия. Работа на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой,художественной литературой, явлениями общественной жизни. Важную роль играет также осуществляемая работа в разных формах по развитию речи вне занятий.
Первичной естественной формой языкового общения является диалогическая речь, она состоит из обмена высказываниями. Для нее характерны такие формы как вопрос, ответ, пояснение, добавление, распространение, возражение, формулы речевого этикета и конструктивные связи реплик, при этом необходимо обязательно учитывать формы, условия и цели общения. Так же при диалогической речи важны такие спутники как мимика и жест. На основе диалогической речи происходит активное овладение лексическим, фонетическим, и грамматическим строем родного языка.
Относительно развернутый вид речи – монологическая речь, так как мы вынуждены не только называть предмет, но и описывать его. Монологическая речь является произвольным и активным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Поэтому монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместным для данного высказывания языковыми средствами.
Владение монологической речью- одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Успешное ее решение во многом зависит от условий (социального окружения, речевой среды, индивидуальных особенностей личности, семейного благополучия).
Важная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил правила и нормы родного языка, умел их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Правильно организованное дидактическое общение и обучение позволяет детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка в музыкальной, изобразительной и художественно-речевой деятельности.