Нина Жидкова
Развитие речи детей 4–5 лет в кругу семьи
▼ Скачать + Заказать документы
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам. Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния. Однако начинают активно употребляться и прилагательные, и местоимения.
Ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляются: множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно- ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение [1, с. 13].
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями, начинают составлять связные высказывания описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалоговой речи. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
В процессе разучивания стихотворений добивайтесь от ребенка четкого произношения слов и фраз и показывайте ему пример выразительного чтения.
Дальнейшее развитие речи происходит в речи происходит в играх «что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?». От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению скрытых свойств и качеств предмета. То, что яблоко круглое и красное, ребенок видит, а то, что оно кислое, сладкое, вкусное, малыш вспомнит, если взрослый проведет игру «кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?».
Учите ребенка подбирать слова с противоположным значением. Взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним: большой – маленький, высокий – низкий.
На четвертом году жизни ведется активный поиск ребенком правильной грамматической формы слова. Для обучения изменению слов по падежам проводятся специальные игры и упражнения. Организовав игру с предметами (Чего не стало, «Чего нет у куклы?»). Взрослый помогает ребенку усвоить формы родительского падежа единственного и множественного числа. Так, перечисляя исчезнувшие со стола игрушки (фрукты, овощи, ребенок называет, не стало яблок, слив, помидор. Обязательно надо следить, чтобы ребенок четко выговаривал окончание слова, по которому мы и судим о правильности той или иной грамматической формы [2, с. 56].
Родителям необходимо шире использовать глаголы – для обучения детей четвертого года жизни образованию повелительной формы (беги, лови, потанцуй). Это обучение можно проводить в таких упражнениях, когда ребенок дает задание игрушке. Взрослый приносит заводную собачку и предлагает ребенку: «Попроси собачку, чтобы она потанцевала».
Прежде всего надо научить ребенка строить короткий связной текст вместе со взрослым. Возьмите новую игрушку. Предложите ребенку вместе с вами рассказать о зайчихе. Начните: «Это (зайчик). Он…» Ребенок заканчивает предложение и тем самым включается в составление описания. После того как рассказали о зайчике (какой он, что любит, надо сказать, чем же он нравится ребенку. Предложите ребенку составить рассказ по картинке (предметной или сюжетной) или что-то рассказать из личного опыта (о любимой игрушке, о членах семьи). Необходимо следить, чтобы высказывание имело начало, основную часть и конец, тогда ребенок будет приучаться составлять рассказ или сказку, а это в дальнейшем скажет ему хорошую услугу.
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения в освоении способов словообразования [3, с. 34].
Отмечаются ошибки в освоении грамматических правил речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа).
Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру. Последовательность, с трудом связывают между собой предложения и части высказывания.
Большое значение для обогащения словаря, для понимания переносного значения слов имеет чтение художественной литературы. После чтения сказки, рассказа, стихотворения надо обратить внимания на отдельные слова и выражения, повторить их, чтобы задержать на этих словах внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и сможет в дальнейшем использовать их в других речевых ситуациях [3, с. 77].
Необходимо развивать у детей желание узнать, что означает новое слово, учить их замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения (игры «Какое что бывает? «Что умеет делать). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначности слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, часы, мультфильм).
При знакомстве с многозначными словами (коса, рука) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова необходимо давать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет, ножка, нос, молния; молния, сильный, слабый). Кроме того, детей можно знакомить и с происхождением некоторых слов («почему гриб называют подберезовиком?»)
Для развития интонационной выразительности надо проводить с ребенком различные игры с пением и стихами («Гуси-Гуси» - народная игра, где ребенок упражняется в диалоговой речи.
Образование разнообразных форм глаголов повелительного наклонения показывается в упражнениях, когда ребенок дает задание маме (наклонись, спой).
Для развития связной монологической речи важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Сначала он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка»). У детей вырабатывается умение слушать литературные произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Большую роль в овладении умением рассказывать играют различные зрелища (кукольный театр и так далее, которые эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления [2, с. 5].
Дети пяти лет могут составлять рассказ по картине. Они учатся замечать главное. Правильно отвечать на вопросы взрослого. А в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.
При занятии родителей со своими детьми в домашних условиях у ребят будут закладываться основы грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием для умственного воспитания ребенка.