Екатерина Неклюдова
Устное народное творчество. Конспект занятия старшая-подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
устное народное творчество
Старшая - подготовительная группа
воспитатель: Неклюдова Е. А.
Цель: Познакомить детей с жанром легенд и преданий. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки); учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Публикация «Устное народное творчество, Конспект занятия старшая-подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы, на каком языке говорим? (На русском.)
Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы сейчас с вами поговорим.
В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (то есть их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся : сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки, колыбельные. Колыбельными называются те песенки, которые вам пела мама или бабушка, когда вас укладывала спать.
Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Давайте ребята, вспомним потешки, прибаутки которые мы с вами учили.
Дети рассказывают потешки, прибаутки.
Воспитатель: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Ребята, а вы знаете, чем отличаются загадки от рассказов, стихотворений?
Воспитатель загадывает загадки:
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз.)
Как вы догадались, что это мороз? Что за мост он мостит? Почему так говорится?
Живет в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие (Кот.)
По снегу бежит-петляет,
К лету шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно (Заяц.)
К устному народному творчеству относятся и считалки. Когда мы используем считалки?
Давайте ребята, поиграем в народную игру «Баба Яга». С помощью считалки выберем бабу Ягу
Дети встают в круг и с помощью считалки выбирают водящего. Воспитатель напоминает правила игры.
Баба Яга
Один из играющих ребят – Баба Яга, он становится в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят:
Баба Яга –
Костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку!
Баба Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и бегающих детей. Кого Баба Яга поймает, с тем меняется ролями и игра продолжается.
Дети играют в игру. После игры вновь садятся на стульчики.
Дыхательная гимнастика
Представьте, что вам необходимо:
• задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;
• раздуть огонь в потухающем костре;
• подуть на горячее молоко, сдувая пенку;
• сдуть с рукава пушинку.
Воспитатель: Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Они учат нас мудрости, смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Вот пословица о дружбе: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы понимаете эту пословицу? Когда мы так говорим? А вот пословица о труде: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи». (Дети анализируют пословицу.) А какие пословицы знаете вы? Нужно научиться понимать их и знать. А сейчас поиграем в игру «Покажи, как…».
Цель: изобразить мимикой, жестами, пантомимикой выражение (дети встают в круг).
1. Дрожит как осиновый лист.
2. В воду опущенный.
3. Угорелый.
4. Сидеть сложа руки.
Воспитатель: Дети, а сейчас я вам расскажу еще об одном жанре устного народного творчества – легендах и преданиях. Легенда- это произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Легенды и предания создавались так давно, когда народ не умел писать, но старался сохранить в памяти потомков все то, что с ним происходит. Легенды и предания передавались из уст в уста, от одного человека к другому. В них можно узнать о происхождении рек, гор, поселениях и о народных героях. Сейчас я вам расскажу легенду о нашем крае, о том как появился Синий камень и река Кизилка.
Рассказывание легенды «Легенда о Синем камне»
Давно это было и «скатилось трижды триста полных лун с тех давних пор за облачный валун». Жило в степи племя Киргиз – каймаков. Ставили юрты, разводили лошадей и коз, растили детей. Была у местного бая дочь красавица Кизила. Плясунья и певунья, она постоянно радовала глаза окружающих. За трудолюбие и доброту её любили все: и малые, и старые. С дальней стороны пришел и поселился рядом с племенем парень, высок он был, рус и синеглаз. Избу поставил, поле вспахал, пшеницу посеял. Приветлив был с соседями, помогал чем мог. Однажды у родника они с Кизилом встретились и полюбили друг друга с первого взгляда. Склонили они колени перед баем-отцом девушки, просили благословить их. На что ответил им отец: «Ай, дочка, глаз моих кристалл! Любимый твой моим бы сыном стал, когда б у нас обычай был один. А он и молодец, да чужанин!» Собрались старейшины племени и решили :
«Отступникам - разлуки вечный мрак:
Ему - изгнанье, ей - неравный брак.
Ему – зверьем, растерзанному быть,
Ей – в вечном рабстве молодость сгубить.»
Сожгли избу и вытоптали поле. Избили парня и изгнали прочь. Не смирилась с этим Кизила, решила бежать и, во что бы то ни стало, найти любимого. Разразилась страшная гроза, как будто сами небеса решили помочь ей. «Спешит беглянка наугад, и парень встретить её рад. Но слышат: кони всадников несут, всё ближе, ближе страшный суд». И обратились к Богу, каждый к своему: «Пусть стану камнем лучше, чем с Кизилом в разлуке жить!» - воскликнул парень. Грянул гром – он тут же камнем стал, синим как его глаза. Заплакала Кизила и попросила: «Пусть речкой стану, только б рядом с ним!» И превратилась в речку, которую люди позже назвали Кизилкой. С тех пор идут не вместе, но хотя бы рядом река Кизилка, под защитою Урала, и Синий Камень.
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на несколько вопросов.
1. Почему парень и девушка не смогли быть вместе?
2. Во что превратился парень?
3. Во что превратилась девушка?
4. Под защитою какой реки находятся река Кизилка и Синий камень?
Ответы детей на вопросы.
Итог образовательной деятельности подводится вместе с детьми.
Что вам понравилось?
С чем вы легко справились?
В чем испытывали затруднения?
Кого из детей вы хотели бы выделить, как наиболее активных?
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти и рассмотреть фотографии Синего камня, рек Урала и Кизилки.
Дети рассматривают фотографии.
Синий камень на реке Урал
Синий камень
слияние рек Урала и Кизилки
река Урал
река Кизилка