Ольга Павловна Сырцова
Развитие речи через игровые обучающие ситуации в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи одно из ведущих звеньев в дошкольном образовании. Родной язык играет большую роль в развитии ребенка и определяет становление его личности.
Основа развития речи и её сторон: лингвистики, фонетики, грамматики, у детей закладывается до 7 лет, являясь важнейшим средством человеческого общения. Речь всегда рассматривается в контексте с развитием мышления, воображения, памяти, эмоций и других психологических процессах.
Публикация «Развитие речи через игровые обучающие ситуации в ДОО» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.
Основные задачи в этой области:
- воспитание звуковой культуры речи,
- обогащение и активизация словаря,
- формирование грамматического строя речи,
- обучение связной речи.
Они решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Основным в усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей. В связи с этим повышается работа над словом как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста.
Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, а также развитие точности при употреблении синонимов и антонимов.
В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений, что даёт возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к грамматическим явлениям языка.
В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связей между предложениями и частями текста.
Важной составной частью речевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать, сочинять, творить помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Учить ребёнка рассказывать, создавать собственные речевые высказывания – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в ИОС, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.
Это даёт,
во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
во-вторых, привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.);
в-третьих, активную позицию ребёнка в деятельности, прежде всего в совместной. «Освоение» мира взрослых.
Для развития полноценного игрового общения я использую такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации.
Известно четыре вида таких ситуаций:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Мы используем иллюстрации с темами животных (домашних и диких, с детенышами, ситуации с детьми (дома, в детском саду, на природе) и другие.
Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы используем игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Темы хорошо прорабатываются в дидактических играх. Мои любимые экологические игры: «мы идем в лес», «как вести себя в лесу», «красная книга леса».
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.
Примерные темы. Проблемные ситуации:
• Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет?
• Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
• Почему ёж колючий?
• Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
• Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
• Что случится, если не будет растений?
• Как папа узнал, что ночью был дождь?
• Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
• Почему заяц и белка линяют?
Детям предлагаются различные игры:
• игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
• игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
• игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.
Дидактические игры:
• "Растения нашего леса"
• "Узнай гриб"
• "Парные картинки"
• "Опиши животное"
• "Когда это бывает"
• "Найди маму"
• "Птичья столовая"
• "Домик для животных"
• "Расскажи сказку"
• "Путешествие в лес"
В подготовительной к школе группе мы предлагаем использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама ИОС (игровая обучающая ситуация).
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС:
- разговор воспитателя с детьми,
-игры-путешествия,
- игры-беседы,
-игры- драматизации,
-игры-импровизации.
Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследования предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).
Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев. Например: Придумай сказке другой конец.
Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, должны преобразовываться так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Литература:
Ольга Михайловна Ельцова – преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Новосибирского ИПКиПРО, г. Новосибирск.