Александра Робу
Развитие мелкой моторики дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В любом детском саду имеется большая база детских музыкальных инструментов. В наличии имеются: металлофоны, ксилофоны, колокольчики, флейты, бубенцы, тарелки, бубны различной величины, маракасы, треугольники, трещотки. Они дают возможность детям учиться музицировать и попутно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
За счет специальных упражнений удается регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук через игру на детских музыкальных инструментах.
Темочки:
Особое внимание нужно уделять развитию навыка последовательного выполнения всех предметных действий и операций.
В младшем возрасте используются упражнения на регулирование силы движения руки, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с темпом и динамикой (барабан, бубен – для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка – потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном, формируются навыки дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развивая зрительно – моторную координацию.
В старшем возрасте для развития мышечной силы, стимулирования движений пальцев, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:
- надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон);
- перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка, флейта);
- поочередное отстукивание ритма каждым пальчиком на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон);
- асимметрическое постукивание ( поочередное постукивание руками: два раза одной, один раз другой,
- поочередное отстукивание ритма каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола (на каждый пальчик ребенка надевается «наперсток»);
- перебор струн щипковых инструментов (арфа, гусли);
- потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук;
- отхлопывание ритма ладонями по столу, затем чередуя положения: ладонь - ребро (одной и двумя руками).
Работая над развитием детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах, учитываю ряд требований:
-обучение должно быть по возможности простым и естественным;
-логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной работы, особенно с теми детьми, которые трудно адаптируются в окружающей действительности.
Скачите, палочки.
Вы скачите, палочки – стучать палочками по полу по очереди
Как солнечные зайчики
Прыг- прыг - стучать двумя палочками одновременно
Скок- скок
Прискакали на лужок – стучать палочкой о палочку
Правой ножкой топ-топ – правой палочкой стучать по полу
Левой ножкой топ-топ – левой палочкой стучать по полу
На головку сели – поставить «рожки» на головку
Песенку запели.
Ножки
Педагог спрашивает, дети отвечают, повторяя движения.
Ножки, ножки, вы шагали? – по очереди стучать палочками по полу
- Мы шагали, мы шагали!
Ножки, ножки, вы бежали? – по очереди быстро стучать палочками по полу
- Мы бежали, мы бежали!
Ножки, ножки, вы стучали? – стучать палочкой о палочку
- Мы стучали, мы стучали!
Ножки, ножки, вы плясали? – стучать «шляпками» друг о друга
- Мы плясали, мы плясали!
Ножки, ножки, вы устали? – катать палочки по полу ладонями
- Мы устали, мы устали!
Ножки, ножки, отдыхали? – положить руки с палочками под щечку
- Отдыхали, отдыхали!
И опять все начинали!
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, не пыхти ЛОЖКИ
Пых, пых, пых-пых-пых КОЛОТУШКА
Ты иголки убери БУБЕН
Пых, пых, пых-пых-пых КОЛОТУШКА
Дам тебе я молока МАРАКАСЫ
Пых, пых, Пых-пых-пых КОЛОТУШКА
И кусочек пирога ТРЕЩЁТКИ
Татьяна Бокова «Зимушка-зима»
В ледяной карете мчится Зимушка-зима ТРЕУГОЛЬНИК
Ветер крыльями стучится в сонные дома МАРАКАСЫ
Расцветают скверы, парки снежной белизной БУБЕНЦЫ
И мороз разводит арки над тропой лесной КОЛОКОЛЬЧИКИ