Приложение МААМ

Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

Рузанна Аванесян
Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Речь - удивительно сильное средство,

но нужно много ума, чтобы пользоваться им».

Георг Гегель

Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития).

Речевая активность — ключевой фактор успешного развития ребёнка, его социализации и подготовки к школе. Современные дети сталкиваются с недостатком живого общения, все больше времени проводят за гаджетами или со своими игрушками, все это приводит к задержке речевого развития.

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

Работая с детьми мы сталкиваемся со следующими проблемами развития речи дошкольников.

Типичными проблемами развития речи дошкольника являются:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи.

В связи с этим целью работы педагога является - формирование у детей активной, связной и грамматически правильной речи через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.

Развитие речи в игровой деятельности:

Как мы знаем, основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире. Игра – это не только развлечение, но и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. Поэтому роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

В своей работе педагоги используют различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, пальчиковые. Например: .

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенную речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, учится вести диалог.

Дидактические игры способствуют закреплению пройденного материала, активизации словаря и формированию грамматически правильной речи. Она развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: предметные картинки, парные картинки, лото, домино.

Речевые или словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения договариваться, согласовывать свои действия с движениями других играющих, синхронизировать речь и движения.

Речевое сопровождение игр в разном возрасте разное.

В младших группах стихотворный текст в игре говорит взрослый, дети подчиняются его голосу как условной команде. Для детей старших групп в сюжетных играх обязательным условием является наличие развернутого текста. В этих играх есть водящий, который должен запомнить и проговорить весь текст роли и выполнить свою игровую задачу. Ребята знакомятся со считалкой, учатся сами выбирать водящего.

Игры с пальчиками проходят в основном в группах раннего и младшего возраста. Они развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Рассмотрим каким образом развитие речи детей происходит на занятиях:

В области развития речи основные задачи воспитателя состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

2) Обучение рассказыванию:

- Пересказ

- Рассказ по сюжетной картине

- Рассказ по серии картин

- Описательные рассказы

- Творческие рассказы

3) Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопительными впечатлениями, а также получить необходимую информацию, формирует личность. Именно личностное становление является приоритетным показателем готовности ребенка к школьному обучению и основополагающим фактором федеральных государственных требований.

Художественная литература играет важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста. Она помогает ребёнку обогатить словарь и речь, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить.

Работа над развитием речи идет через знакомство со сказками, стихами, рассказами, народным фольклором. Используя следующие методы и приемы: чтение, рассказывание сказок и стихов, пересказ, ответы на вопросы, инсценировки и драматизации.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Развитие речи в процессе ФЭМП:

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными; образовывать существительные в единственном и множественном числе; учатся сравнивать количество предметов и результаты сравнения обозначать словами больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько? Который? Какой? при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети учатся устанавливать соотношения, употребляя слова шире – уже, длиннее – короче и. т. д. Дети знакомятся с названиями геометрических фигур, учатся определять форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени.

На занятиях по продуктивной деятельности происходит закрепление цветов и оттенков, формы предметов и др. Педагог также использует творческие задания: создание коллективных рисунков или поделок с их обсуждением, придумыванием сказок или историй.

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и все этосопровождается движениями.

На прогулке, в процессе проведения игр, различных упражнений, наблюдений за природными явлениями у детей рождается наблюдательность и появляется масса вопросов. В беседе дети, наблюдая, учатся отвечать на вопросы, строить доказательные высказывания на основе сложноподчиненных предложений, учатся думать и рассуждать, что в итоге развивает связную речь.

Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире, поисковые ситуации являются хорошей базой для развития речи и мышления, а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения.

Во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях.

Развитие речевой активности — это систематическая работа, интегрированная во все виды деятельности детей. Наша задача как педагогов — создать условия, где ребёнок будет говорить с удовольствием, развивая свои навыки и интерес к общению.

Практическая часть:

Уважаемые педагоги, а вы знаете, что такое Этимология? (ответы педагогов)

Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Предлагаю вам проверить, все ли вы знаете «Почему так называется?»

Объяснить, почему так называются растения.

Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

Малина – от слов «малый», «маленький». Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

Смородина – «смрад» - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Игра с педагогами. А много ли вы знаете пословиц и поговорок? Это универсальное средство для обогащения словарного запаса, не только педагогов, но и детей. Узнайте во фразах, изложенных почти научным языком, зашифрованные русские пословицы и поговорки о ком или, о чем идет речь.

· Потерялся в небольшом количестве вечнозелёных хвойных деревьев («Заблудился в трех соснах»).

· Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства («Знает кошка чье мясо съела»).

· Домашнего млекопитающего семейства кошачьих ждёт возмездие за выделившийся в большом количестве секрет слёзных желёз маленького грызуна («Отольются кошке мышкины слезы»).

· Кровососущее насекомое отряда двукрылых не сможет заточить свой орган обоняния («Комар носа не подточит»).

· Сильная боязнь имеет большие органы зрения («У страха глаза велики»).

· В нижних конечностях истины нет. («В ногах правды нет»)

· Глубокое сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. («Любовь зла полюбишь и козла»)

· Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно. («Голь га выдумку хитра»)

· Человек с хорошей памятью на обиды иногда может лишиться органа зрения. («Кто зло помянет, тому глаз вон»)

· Говорит неправду без опускания и поднимания кожной складки вокруг глазного яблока. («Соврет, глазом не моргнет»)

«Памятка для педагогов»

Факторы успешного речевого развития

1. Педагоги создают педагогические условия для развития речи. Развивают и поощряют все формы речевой активности детей, как на занятиях, так и вне занятий.

2. Педагоги проводят специальные упражнения и игры по формированию восприятия фонематической стороны речи: учат определять место звуков в слове, место ударения, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков и слогов.

3. Педагоги моделируют правильный речевой темп, предлагая образцы произнесения разговорной речи, отрывков из литературных произведений, сказок стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т. д.

4. Педагоги стимулируют обращение ребёнка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями.

5. Педагоги работают с художественными произведениями, обучают детей рассказыванию. Особое внимание уделяется развитию творческого рассказывания.

6. Способствуют развитию речи в игре и отражению литературных образов в сюжетно-ролевых играх детей.

7. Обеспечивают развитие наиболее сложных лексических значений, передающих как непосредственное состояние, так и оттенки эмоциональных состояний, в процессе драматизации детских литературных произведений.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 22:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Рузанна Аванесян (УИ 1127089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД