Получи документы

Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности (2 фото)

Светлана Дыханова
Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности. Раннее вовлечение таких детей в систему коррекционно-развивающего обучения происходит в условиях специальных коррекционных учреждениях.

Публикация «Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

В последние несколько лет в специальной педагогике стали подниматься вопросы воспитания и обучения детей с ДЦП, особенно с тяжелыми проявлениями этого заболевания. Появились научные и методические работы, в которых рассматриваются современные технологии обучения и воспитания детей с ДЦП. Однако на сегодняшний день не существуют программ дошкольного воспитания и обучения детей с ДЦП, что затрудняет организацию дошкольного образования данной категории детей.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжелыми формами церебрального паралича - это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными, речевыми и чувствительными (сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент.

Двигательные и речевые нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения.

Указанные особенности развития детей вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. В связи с этим становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь.

Своевременная коррекционная помощь детям с тяжелой двигательной патологией - одно из важнейших направлений современной политики в области специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы и длительные наблюдения позволили нам сделать выводы о том, что именно театрализованная деятельность является мощным источником всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке детей с нарушением в развитии к жизни и труду.

Игра, как ведущий вид деятельности детей, а театр один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде. Через средства театрализованной деятельности ребенок развивает воображение, фантазию, внимание, память, развивает речь. Словарный запас ребенка значительно расширяется, совершенствуется произношение звуков. Участие в театрализованных представлениях побуждает ребенка активно подыгрывать, имитировать движения и интонации персонажей. Театрализованные упражнения и игры, помогают снять напряжённость, приводят у детей с нарушениями движений к улучшению двигательной сферы, развитию произвольности в движениях.

Цель занятий по театрализованной деятельности для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. Нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.

Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу ребенка. Драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. Арсенал игр упражнений и техник используемых в деятельности огромен. Он включает в себя использование игрушек кукол-марионеток, методики релаксационного характера, а так же сочинение сказок, историй разные формы художественной экспрессии.

Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями этнических произведений.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс речедвигательных навыков особого ребенка средств театрализованной игры, оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и развиваются самостоятельные двигательные возможности.

Формы работы с детьми

Коррекционные занятия педагога.

Этюды пластические и мимические.

Дидактические игры.

Традиционная игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.

Участие в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.

Особенности проведения занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией

Знакомство детей с разными видами театров надо начинать в младшей группе, встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Занятия театральной деятельностью предоставляют детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Итак, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Работа с детьми с тяжелой двигательной патологией средствами театрализованной деятельностью показывает, что коррекционно-развивающая работа может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом (движение мелкой моторики и крупной).

Психофизическая реабилитация детей с ДЦП дошкольного и школьного возраста имеет свои особенности, так как к этому времени у детей уже сформированы патологические стереотипы поз и движений. Процесс перестройки патологических поз и движений у детей с ДЦП, как правило, происходит длительно и трудно, поскольку старая, закрепленная патологическая «схема тела» для них является удобной и привычной, а всякая попытка нормализовать порочное положение вызывает ощущение дискомфорта и нового непривычного действия. Специалисты, работающие с детьми, сталкиваются с отрицательными эмоциями ребенка, его нежеланием принимать активное и даже пассивное участие в перестройке закрепленного патологического стереотипа.

Специально организованная среда для занятий, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить и развить не только сенсомоторные навыки ребенка с ДЦП, но существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни.

Работа с детьми с тяжелыми формами ДЦП имеет ряд особенностей. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.

При любой работе с движением основой является дифференциация человеком ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой-то группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и расслабляется только в период ночного сна, причем он не знает, как это происходит, так как этот процесс им не осознается? Как научить его осознавать то, что происходит в его теле, руке, ноге? Как научить контролировать непроизвольные движения?

Дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе - это, прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретный ребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно - идти от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу с телом мы начинаем с изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Прежде всего, для любого специалиста интерес представляет наличие произвольных движений. Но у детей с тяжелыми формами ДЦП произвольность в движениях практически отсутствует или сильно затруднена. Работа с телом в таких случаях начинается с непроизвольного движения - гиперкинеза или сильной спастики. Проще говоря, работаем с тем, что есть, превращая весь процесс работы с телом в забавную игру.

Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме театрализованной игры, стимулирующей двигательную активность, наиболее адекватную для детей дошкольного и школьного возраста.

Опыт нашей работы с детьми с тяжелой двигательной патологией показывает, что такая работа продуктивна всегда, она ведет на первом этапе к улучшению двигательной сферы ребенка: снижению спастичности мышц, уменьшению гиперкинезов, при ригидности мышц - к повышению тонуса мышц, развитию произвольности в движениях.

Также, и, на наш взгляд, это очень важный фактор, изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, ребенок начинает экспериментировать и двигаться не так, как раньше. В процессе работы с телом решаются и другие проблемы: улучшается поведение, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние. Ситуация успешности и приобретение нового телесного опыта помогает открывать ресурсы, ранее не используемые самим ребенком.

Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им. Помогая ребёнку, театрализованная деятельность помогает и его семье, которая остро нуждается во внимании со стороны здорового общества.

Таким образом, театрализованная игра с детьми с тяжелой двигательной патологией, на наш взгляд, является тем важным звеном в коррекционно-развивающей работе, которое позволяет оптимизировать весь процесс коррекции и развития таких детей и сделать его более успешным и продуктивным.

Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности
Фото №1 Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день актуальная общечеловеческая проблема

Литература

1. Левченко И. Ю. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками - М. : «Книголюб», 2008.

2. Лоуэн А. и Л. Сборник биоэнергетических опытов. Изд. «АСТ», М. : 2006.

3. Мастерс Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения. «София» : 2006.

4. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.-128с.

5. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М. : АРКТИ, 2002. – 208 с. : ил.

6. https://mysunny.ru/

Публикации по теме:

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Повышения творческой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством нетрадиционных технологий Использование нетрадиционных технологий является неотъемлемой частью коррекционной - развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья)Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями.

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с №33 «Чуораанчык» Хангаласского улуса, с. Ой, РС (Я)Ивановой Татьяны Анатольевны Введение «…истоки.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально - коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 31 января 2017 в 10:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речедвигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дыханова (УИ 190098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД