Наталия Грицаенко
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.
Публикация «Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья[1] должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
С этой целью на базе МБДОУ д/с работает группа для детей-инвалидов со сложными нарушениями ЦНС «Особый ребенок», которая реализует комплекс необходимой помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
На наш взгляд, процесс социализации дошкольника с ОВЗ внутри образовательного учреждения не может протекать стихийно, а должен управляться через включение ребенка в различные виды деятельности.
Осуществляемая педагогами работа внутри каждого вида деятельности дает возможность ребенку приобрести необходимый арсенал навыков и знаний для его социализации.
1. Доступная образовательная деятельность –образовательная деятельность по реализации адаптивной образовательной программы (на основе общеобразовательной программ для детей с сохранным интеллектом и коррекционной программы) для дошкольников с ОВЗ. с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей.
2. Коррекционно-развивающая деятельность –система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий, способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Участие в мероприятиях, способствующих инклюзии ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников: утренники, праздники, развлечения, экскурсии. Решение задач принятия сверстников друг другом, знакомство педагогов,
родителей ДОУ с возможностями данной категории детей. Понимание взрослыми людьми того, что все должны «быть рядом», в одном пространстве, привыкание взрослых к совместному нахождению детей разных возможностей.
Для реализации программы социализации детей с ОВЗ в группе «Особый ребенок» созданы определенные условия :
1. Взаимосвязь и взаимодействие всех специалистов.
2. Индивидуально-личностный подход.
3. Взаимные установки семьи и детского сада.
4. Комфортная предметная среда.
Cоциализация детей с ОВЗ носит интегративный, комплексный характер (ибо сама методология предполагает воздействие на личность ребенка в целом) и включают в себя 5 взаимосвязанных блоков, объединенных единой идеей:
«Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка» :
• Развитие психомоторики.
• Развитие навыков самообслуживания.
• Развитие позитивной коммуникации.
• Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
• Развитие речевой деятельности.
Основная форма работы с детьми – индивидуальные и подгрупповые занятия, направленные на развитие первичных социальных навыков, моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер.
Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с общей и индивидуальной программами обучения детей с различными нарушениями в развитии.
Специфика логопедической работы
• Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.
• Логопедические занятия носят комбинированный и игровой характер.
• Специфика занятий.
• Моделирование ситуаций достижения
• Медленный темп формирования новых навыков.
• Постоянная востребованность приобретенных навыков.
Специфика работы педагога психолога
Коррекционно-развивающая работа психолога в группе проводится по следующим направлениям:
• Развитие подражания действиям взрослого, развитие сотрудничества между взрослыми и между детьми;
• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
• Развитие эмоционально-волевой сферы детей;
• Развитие предметной деятельности, восприятия, ориентировки в проблемной ситуации для создания предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;
• Развитие и формирование интереса к предметно-игровым действиям с игрушками в игровой комнате;
• Формирование внимания, зрительно-двигательной координации рук, целенаправленных действий.
Специфика работы музыкального руководителя.
• Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.
• Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.
• Развитие эмоционально- волевой сферы. Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
• Развитие и коррекция познавательной сферы. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
Особое место в жизни наших деток в ДОУ занимает временная интеграция всех воспитанников группы «Особый ребенок» со своими сверстниками из других групп для проведения совместных мероприятий: утренники, развлечения, досуги, тематические дни. Это все благотворно влияет на развитие детей, психологической готовности к школе и способствует дальнейшей социализации в обществе.
3. Родители
Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды». Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке. Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьё й важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.
Нами были определены критерии оценки эффективности социализации детей группы «Особый ребенок» :
1. Наличие желания у детей посещать детский сад.
2. Самостоятельное проявление инициативы общения со сверстниками и взрослыми.
3. Проявление подражательной деятельности.
4. Ориентировка в окружающем пространстве.
5. Привыкание к режиму группы (кормление,прогулки, сон, занятия).
6. Принятие сопровождение со стороны взрослого: слушает, повторяет, позволяет совершать совместные действия.
7. Усвоение знаний, умений и навыков по адаптивной образовательной программе.
8. Положительная динамика психомоторног и сенсорного развития.
9. Возможность перевода в общеобразовательную группу.
Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т. е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ) :
• наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
• принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;
• привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.
«Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, но каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для него модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь»