Татьяна Иванова
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ЦРР д/с №33 «Чуораанчык» Хангаласского улуса, с. Ой, РС (Я)Ивановой Татьяны Анатольевны
Введение
«…истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.»
В. А. Сухомлинский
В современной педагогике все чаще стали уделять внимания на такую вещь как развитие мелкой моторики. Что же такое мелкая моторика?
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2016
Мелкой моторикой называют способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате обобщенных действий систем организма – нервной, мышечной, костной, а также зрительной.
Дети с хорошо развитой мелкой моторикой имеют более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем. Поэтому, развитие речи ребенка неразрывно связано с мелкой моторикой. То есть, чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.
Поэтому, специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, тем самым стимулируя соседние отделы мозга, отвечающие за речь. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Все недостатки этой сферы в основном встречаются у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выявлена закономерность, что у большинства детей с ОВЗ дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учё ных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Исходя из этого, мы предполагаем, что данная категория детей нуждаются в коррекции мелкой моторики, которое нужно провести с помощью разнообразных пальчиковых игр.
Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор игр и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Основные направления работы с детьми на занятиях:
• Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
• Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
• Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
• Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
• Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
• Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
• Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
• Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
o нахождение заданных предметов,
o угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
• Использование методики Су-Джок (работа с различными семенами) :
o сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
• Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Перечисленные задания используют и логопед, психолог, воспитатели на разных видах занятий. Один раз в неделю во вторую половину дня логопед проводит специальные занятия по развитию моторики с детьми логопедических групп.
Примерная структура занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей логопедической группе
Продолжительность занятия 15 минут.
Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.
1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)
2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)
3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
4. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).
• выкладывание контуров предметов,
• наматывание ниток на клубки,
• игровые упражнения с предметами.
5. Итог занятия.
Примерная структура занятия по развитию мелкой моторики рук в подготовительной логопедической группе
Продолжительность занятия 25 минут.
Проводится во вторую половину дня один раз в неделю.
1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)
2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, “ёжики”, мячики, орехи)
3. Пальчиковая гимнастика (по теме недели).
4. Игры на ориентировку на листе бумаги.
5. Графический диктант в тетрадях (по теме недели).
6. Итог занятия.
Примерный конспект индивидуального занятия с ребенком-инвалидом
Цель:
- развитие мелкой моторики через игры и нетрадиционное рисование;
- научить детей улавливать связь между словами и жестами, повторять определенные движения;
- создать эмоционально-комфортную обстановку.
Задачи:
1. Расширять пассивный и активный словарь;
2. Развивать внимание, усидчивость;
3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
4. Развивать художественный вкус и творческие способности;
5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности ребенка.
1. Организационный момент.
Логопед: - Добрый день Маша, кто пришел к нам в гости? (На столе находится шарик с нарисованным грустным лицом, на обратной стороне лицо веселое.)
Ребенок: - Это Шарик.
Логопед: - Правильно. Какое настроение у шарика?
Ребенок: - Грустное.
Логопед: - Как ты думаешь, почему шарик грустный? А давай спросим, как его зовут и отчего он такой грустный?
Ребенок: - Шарик, как тебя зовут? И почему ты такой грустный?
Персонаж: - Здравствуй Маша. Меня зовут Кузя. Мне очень грустно от того что я потерял своих друзей. Может, вы поможете мне их найти? Они такие же круглые, как и я.
Логопед: - Маша, поможем Кузе? А заодно, покажем Кузе, как мы тут играем.
Ребенок: - Да!
2. Работа с массажёрным мячиком «Су-Джок»
Логопед: – Маша, что у нас в этой коробочке? Хочешь узнать?
Ребенок: - Да.
Логопед: - Что это? (достаем шарики «Су-Джок») Чтобы пальчики хорошо двигались
будем делать массаж. Хочешь?
Ребенок: Да. (Катаем его в ладонях, между пальцами, проговаривая при этом стишки).
Логопед:
- Села кошка на ладошку,
- Поцарапалась немножко,
- Поиграла, поиграла,
- И куда-то убежала
(Сначала выполняем круговые движения шариком по ладошке, затем катаем по каждому пальчику, начиная с большого.)
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Логопед:
- Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел,
- А этот пальчик спать хотел.
(Поочередно надевать колечко на пальцы сначала левой руки, затем правой)
Логопед: - Маша, какой формы наши массажные шарики? Правильно, круглые. На кого они похожи?
Ребенок: - На Шарика Кузю.
Логопед: - Правильно. Кузя, мы нашли тебе первых друзей!
Персонаж: - (Кузя согласно кивает) Спасибо, они круглые, как и я!
3. Работа с дидактическим материалом
Логопед: – У нас тут еще что-то есть… «Чудесный мешочек», а в нём что? (погреметь игрушками в мешке) давай просунем руку и достанем по одной игрушке. А прежде чем достать угадаем на ощупь, что это.
Размер предметов должен быть примерно одинаковый. Количество от 4 до 8 штук. Можно чередовать руки.
Также, желательно, чтобы к каждому предмету ребенок озвучивал маленькую характеристику, опираясь на наводящие вопросы.
Ребенок: - (Ребенок достаёт первый предмет.) Это кукла.
Логопед: - это что?
Ребенок: - Кукла.
Логопед: Она какая?
Ребенок: Красивая и маленькая.
Ребенок: - Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Она чёрного цвета.
Ребенок: - Это яблоко. Яблоко – фрукт, оно красное, круглое и гладкое.
Ребенок: - Гусь - домашняя птица, он белый.
Ребенок: - Чашка. Чашка это посуда. Из чашки пьют чай.
Логопед: - Сколько всего ты угадала, молодец (хлопаем в ладоши! А что было сложнее всего угадать, почему?
Ответы ребенка.
Логопед: - Посмотри внимательно на эти игрушки. Можем ли мы, из них отдать в друзья нашему Кузе?
Ребенок:- Яблоко?
Логопед:- Почему?
Ребенок: - Потому что яблоко тоже круглее и похоже на Кузю.
Логопед: - Правильно!
Персонаж: - Спасибо, Маша, яблоко и правда на меня похоже.
4. Пальчиковая гимнастика
Логопед: - Я должна сварить кашу. А прежде, должна почистить его от других круп. Ты мне поможешь? Ответ ребенка. (На стол ставится посуда с крупой). Какая это крупа?
Ребенок: - Рис.
Логопед: А это?
Ребенок: Фасоль.
Логопед: - Правильно, убрать мы будем фасоль.
Ребенок: - Я нашла тут бусы.
Логопед: - Бусы? А какие они?
Ребенок: - Круглые, их можно отдать Кузе.
Логопед: - Правильно, Машенька, бусы мы отложим в друзья нашему Кузе.
Логопед: - Спасибо Маша, что помогла мне почистить крупу!
5. Нетрадиционное рисование
Логопед: – У меня для тебя есть сюрприз! Хочешь узнать? Вот (показываю) Мы сейчас с тобой будем рисовать мыльными пузырями. (Достаем стакан с цветной мыльной водой, коктейльную трубочку, ложку и альбомный лист.)
Логопед: - Вот мыльные воды разного цвета. Эта какого цвета?
Ребенок: - Красного цвета.
Логопед: - А другие? … Совершенно верно, а еще она у нас с запахом. (Даем ребенку понюхать, просим угадать запах.)
Логопед: - Хочешь, я расскажу, как правильно нужно выдувать пузыри?. Берем трубочку, опускаем его в стакан с водой. Делаем носом глубокий вдох, задерживаем дыхание, берем трубочку в рот, держим её губами и не очень сильно выдыхаем воздух через трубочку. (Показываем ребенку на собственном примере.)
Логопед: - А теперь попробуй. Получается?
Ребенок: - Получается!
Логопед: - Ой, сколько пузырей у тебя получилось! Скажи, какой формы они?
Ребенок: - Круглые.
Логопед: - Теперь берем ложку, осторожно вычерпываем из стакана пузыри и выкладываем их на альбомный лист. Смотри, что происходит?
Ребенок: - Пузыри лопаются.
Логопед: - А что остается на их месте?
Ребенок: - Красные круги.
Логопед: - Да, верно. Мыльный пузырь лопнул и оставил след. Какой формы след от пузыря?
Ребенок: - Тоже круглый.
Логопед: - Маша, может, мы подарим нашему Кузе еще и нарисованных друзей?
Ребенок: - Да! Это тебе Кузя.
(незаметно от ребенка, шарик переворачиваем «весёлым» лицом.) Ребенок сам должен увидеть изменение, лица шарика.
Ребенок: - Ура, Кузя стал весёлым!
Персонаж: - Спасибо Маша, что помогла мне найти новых круглых друзей. Я очень рад!
Логопед: - А давай перечислим круглых друзей, которых мы нашли для Кузи.
Ребенок: - Давай.
Персонаж: Спасибо Вам еще раз. Теперь нам пора. Мы как ни будь с друзьями к Вам придем в гости.
Все прощаются.
6. Итог занятия
Логопед: - Вот и пришел конец нашей встречи. Тебе понравилось сегодняшний день? Что именно?
Ребенок: - Рисовать мыльными пузырями….
Логопед: - И мне понравилось, спасибо тебе за сегодняшний день! До скорых встреч!