Ирина Конина
Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
За последнее годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и многие другие причины.
Тяжёлые речевые нарушения – системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловых сторон (Левина Р. Е, Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.)
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение речи, ОНР
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Анализ результатов логопедического обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, позволил сделать вывод о том, что у данной категории детей отмечаются следующие нарушения: звукопроизношения, бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с речевой патологией отличаются от своих сверстников и по показателям физического и нервно-психического развития. У таких обучающихся отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.
Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей с ТНР присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно-мышечной систем организма. Попадая в общеобразовательную школу, такая категория детей становится неуспевающей, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. На сегодняшний день эта проблема актуальна, поэтому в коррекционной работа с такими детьми используются как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.
К таким нетрадиционным методам относится и развитие речедвигательной координации детей. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Подобный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы.
Речедвигательная ритмика на современном этапе используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Подобная деятельность представляется намного более продуктивной при поддержке и тесном сотрудничестве с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.
Постепенно в речедвигательные упражнения можно вводить слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Выполнение дошкольниками упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом достичь цель коррекционно-развивающей работы. Кроме того речедвигательная гимнастика доставляет детям большое удовольствие, они проявляют интерес и испытывают потребность в данной деятельности. Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и как итог — успешными.
Игры и упражнения для развития речедвигательной координации
Упражнение – игровой массаж «Очень вкусно»
Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого, гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:
Этот пальчик съел ватрушку (очень вкусно,
Этот пальчик – с маком сушку (очень вкусно).
Этот пальчик – кренделёк (очень вкусно,
Этот пальчик – пирожок (очень вкусно,
А мизинчик скушал блинчик (очень вкусно).
Упражнение «Весёлое новоселье»
Педагог читает стихотворение и предлагает детям поиграть в подвижную игру. По правилам игры дети по команде педагога:
«Бабочки» - изображают летающих бабочек (движения очень плавные, неторопливые).
«Таракашки» - ходят, бегают на «четвереньках» (движения спокойные).
«Мошки» - скачут, прыгают (быстро, активно).
Упражнение – речедвигательная гимнастика «Учим стихи по картинкам»
Педагог показывает детям картинку. Рассказывает стихотворение, затем вместе с детьми обыгрывает стихотворение движениями:
Пляшут мышки – шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, мышки, не шумите,
Кота Прошку не будите.
Глазки Прошка открывает,
Мышки дружно убегают.
Упражнение «Помощники»
Взять листы бумаги формата А4. Ввести детей в игровую ситуацию:
«Будем мы бельё стирать, нашей маме помогать».
Листы бумаги - это платочек, давайте его постираем:
Мы бельё стираем,
(Мнём бумагу двумя руками до комочка.)
Маме помогаем.
Выжали,
(По очереди сжимаем бумажный комочек правой, левой рукой.)
Повесили.
(Раскрываем бумажный комочек, разглаживаем.)
Стирка – это весело!
"Ежик"
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)
Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. (слегка касаясь пальцами, провести по щекам)
Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)
Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. (кулачками массировать крылья носа)
«Дождь» - игра на развитие чувства ритма
Дождь, дождь, дождь с утра - хлопки чередуются со шлепками
Веселится детвора - хлопки и шлепки
Шлеп по лужам, шлеп, шлеп- притопы
Хлоп в ладоши, хлоп, хлоп –хлопки
Дождик нас не поливай – грозят пальцем
А скорее догоняй- убегают от дождика