Получи документы

Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Ирина Конина
Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы

За последнее годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и многие другие причины.

Тяжёлые речевые нарушения – системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловых сторон (Левина Р. Е, Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.)

Темочки:

Анализ результатов логопедического обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, позволил сделать вывод о том, что у данной категории детей отмечаются следующие нарушения: звукопроизношения, бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с речевой патологией отличаются от своих сверстников и по показателям физического и нервно-психического развития. У таких обучающихся отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Помимо отставания в развитии моторной, эмоционально-волевой сфер у детей с ТНР присутствуют хронические заболевания нервной, дыхательной, вегетососудистой, костно-мышечной систем организма. Попадая в общеобразовательную школу, такая категория детей становится неуспевающей, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. На сегодняшний день эта проблема актуальна, поэтому в коррекционной работа с такими детьми используются как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

К таким нетрадиционным методам относится и развитие речедвигательной координации детей. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Игры и игровые упражнения дыхательно-артикуляционного тренинга являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Подобный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы.

Речедвигательная ритмика на современном этапе используется при коррекции речи у детей наряду с традиционными методами и формами принятыми в логопедической практике и включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы. Подобная деятельность представляется намного более продуктивной при поддержке и тесном сотрудничестве с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.

Постепенно в речедвигательные упражнения можно вводить слоги и слоговые ряды, затем — в слова, словосочетания, предложения и текст. В зависимости от этапа работы над звуком движения видоизменяются. Выполнение дошкольниками упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек позволяет шаг за шагом достичь цель коррекционно-развивающей работы. Кроме того речедвигательная гимнастика доставляет детям большое удовольствие, они проявляют интерес и испытывают потребность в данной деятельности. Хочется отметить, что правильно организованное занятие позволяет детям с проблемами в речи почувствовать уверенность в своих силах, стать более здоровыми, волевыми, дисциплинированными, целеустремленными и как итог — успешными.

Игры и упражнения для развития речедвигательной координации

Упражнение – игровой массаж «Очень вкусно»

Проводим пальчиковую гимнастику. На каждую строчку стихотворения сгибаем пальчики по очереди (начиная с большого, гимнастику сочетаем с самомассажем. Растираем фаланги пальчиков круговыми движениями, чередуя правую и левую руку:

Этот пальчик съел ватрушку (очень вкусно,

Этот пальчик – с маком сушку (очень вкусно).

Этот пальчик – кренделёк (очень вкусно,

Этот пальчик – пирожок (очень вкусно,

А мизинчик скушал блинчик (очень вкусно).

Упражнение «Весёлое новоселье»

Педагог читает стихотворение и предлагает детям поиграть в подвижную игру. По правилам игры дети по команде педагога:

«Бабочки» - изображают летающих бабочек (движения очень плавные, неторопливые).

«Таракашки» - ходят, бегают на «четвереньках» (движения спокойные).

«Мошки» - скачут, прыгают (быстро, активно).

Упражнение – речедвигательная гимнастика «Учим стихи по картинкам»

Педагог показывает детям картинку. Рассказывает стихотворение, затем вместе с детьми обыгрывает стихотворение движениями:

Пляшут мышки – шалунишки

Кто на чашке, кто на крышке.

Тише, мышки, не шумите,

Кота Прошку не будите.

Глазки Прошка открывает,

Мышки дружно убегают.

Упражнение «Помощники»

Взять листы бумаги формата А4. Ввести детей в игровую ситуацию:

«Будем мы бельё стирать, нашей маме помогать».

Листы бумаги - это платочек, давайте его постираем:

Мы бельё стираем,

(Мнём бумагу двумя руками до комочка.)

Маме помогаем.

Выжали,

(По очереди сжимаем бумажный комочек правой, левой рукой.)

Повесили.

(Раскрываем бумажный комочек, разглаживаем.)

Стирка – это весело!

"Ежик"

Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа. (слегка касаясь пальцами, провести по лбу)

Жу-жу-жу – подошли мы к ежу. (слегка касаясь пальцами, провести по щекам)

Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа. (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк и растереть лоб движениями в стороны - вместе)

Жок-жок-жок – надень, ёжик, сапожок. (кулачками массировать крылья носа)

«Дождь» - игра на развитие чувства ритма

Дождь, дождь, дождь с утра - хлопки чередуются со шлепками

Веселится детвора - хлопки и шлепки

Шлеп по лужам, шлеп, шлеп- притопы

Хлоп в ладоши, хлоп, хлоп –хлопки

Дождик нас не поливай – грозят пальцем

А скорее догоняй- убегают от дождика

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Использование кинезиологических упражнений для развития речи и координации движений детей дошкольного возраста Представленный опыт накапливался в результате работы с детьми старшего дошкольного возраста два года. Выбранное мною направление деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Опубликовано: 6 января 2025 в 22:10
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речедвигательной координации у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Конина (УИ 744227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 января 2025 четверг
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД