Анжелика Иванова
Развитие психологических процессов посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-важнейшая форма организации детской жизни. Среди всего многообразия детских игр, особое место занимает сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребенка, способом, с помощью которого малыш проникает в жизнь взрослого, увлекательным занятием и вместе с тем важнейшим средством воспитания и развития.
Последние десятилетия на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д. Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в возрастном развитии ребенка. Исследователем установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольников, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра это эмоциональная деятельность, которая влияет на уровень интеллектуального развития, на умственную активность и на творческие способности ребенка. Таким образом привнесение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения никак не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Наоборот включения структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) будет служить для детей игровым образцом, окажет влияние на содержание последующих детских игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы. Главная задача воспитателя обеспечить детей яркими и разнообразными впечатлениями об окружающей действительности, которые лягут в основу содержания будущих сюжетно-ролевых игр. Воспитатель строит свою работу таким образом, чтобы постоянно оказывать влияние на выбор детьми сюжета игры и на ход ее развития в целом, но чтобы при этом дети не ощущали целенаправленного педагогического воздействия. В план прежде всего вносятся сюжетно-ролевые игры, вызывающие у дошкольников наибольший интерес, в дальнейшем выбор тем для игр зависит от конкретных воспитательных задач. Если по инициативе детей возникает ценная в педагогическом отношении игра, воспитателю следует отклониться от намеченного плана и обязательно поддержать ее. Необходимо участие в игре воспитателя, выполняющего на ряду с детьми игровую роль. Это положение имеет принципиальное значение как с точки зрения организации самой игры, так и с точки зрения направленности и руководства. Главная цель- не дать угаснуть развернувшейся игре, создать условия для проявления творческой активности, обеспечить равноправное взаимодействие всех участников.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. К пятому году жизни сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей, в игре дети по-своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. Положительные эмоции и впечатления являются основой содержательных игр.
Фактически через ролевую игру взрослые "выводят" ребенка из "чисто" предметной деятельности в мир отношений. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, "хозяином" своей деятельности.