Екатерина Власова
Развитие психических функций в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Доминирующей психической функцией в раннем возрасте является восприятие : до 2х лет ребенок не может действовать без опоры на него.
Ребенку необходима наглядная ситуация. Предметы притягивают, вызывают яркую эмоциональную реакцию. Увидев какой-либо предмет, ребенку необходимо достать его, потрогать, что-то сделать с ним. Ознакомление с окружающим миром с опорой на восприятие (слуховое, зрительное, тактильное, обонятельное) происходит в более старшем возрасте.
Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов - мышления, памяти, внимания.
Темочки:
В процессе активного восприятия включается память. В раннем возрасте это в основном узнавание. Память становится как бы продолжением и развитием восприятия. ребенок что-то вспоминает, повторяет ранее услышанные слова или ранее увиденные действия. Но еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт:раннее детство забывается, как и младенчество.
Мышление (наглядно-действенное) в раннем возрасте основано на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Основой и источником его интеллектуального развития является предметная деятельность. Усвоение ребенком способов действия с различными предметами (учится держать ложку, чашку, карандаш, укачивать куклу, возить машину и насыпать в нее песок с помощью совка) происходит в совместной деятельности со взрослым.
В процессе практической деятельности не только развивается мышление, но и совершенствуются сами предметные действия. Кроме того, они приобретают обобщенный характер, отеляясь от тех предметов, на которых они были они были первоначально усвоены. Происходит перенос ребенком освоенных действий в другие условия (ест ложкой сам, кормит куклу, маму, появляется способность соотносить свои действия с действия взрослых, воспринимать действия взрослого как образец. Совместная деятельность взрослого и ребенка распадается. взрослый дает ребенку образец действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка появляется новое отношение к действиям как к своим, что отражается в речи( "Таня кушает", "Ваня идет гулять" - говорит ребенок о себе). Такие действия (личные) становятся одной из предпосылок всплеска самостоятельности, тем самым подготавливая к следующему переходному периоду - кризису 3х лет.
Помимо собственно предметных действий для развития ребенка раннего возраста важны и такие действия. как рисование и игра. До 2х лет это скорее каракули, а не рисунок. Но после 3х лет появляются формы, сходные с изображаемым объектом. Ребенок может нарисовать человека. На таком рисунке, кроме круга - головы, -различаются мелкие детали - глаза, нос, рот.
Ведущая деятельность раннем возрасте - предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует игрушками. Но уже к м годам он начинает наделять используемые предметы игровым смыслом (кубик "превращается" в машину). Появляется так называемая режиссерская игра. Такие игры возникают эпизодически и кратки по длительности, их сюжет примитивен, а выполняемы действия однообразны. Тем не менее режиссерская игра важна как основа сюжетно-ролевой игры на следующем возрастном этапе.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ :
"Разрезанные картинки"
Предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов разрежьте на 2- части. Предложите ребенку собрать разрезанную картинку, предварительно показав способ действия. В качестве образа можно использовать неразрезанную парную картинку.
"Четвертый - лишний"
Научите ребенка находить в ряду лишний предмет: 3 пуговицы и 1 палочка, палочки и 1 спичка, бобовых зернышка и 1 орешек, листочка и 1 цветочек, красные карточки и 1 синяя.
Игры "сортеры", игры "вкладыши", игры с пирамидкой с кольцами.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ:
«Зайчик и белочка»
Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.
Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.
Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.
«Кто что услышит?»
Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т. д.).
Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т. д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.
«Угадай, что надо делать»
Оборудование и материалы: бубен, два флажка.
Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.
Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.
«Солнце или дождик?»
Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).
Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».
Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.
Игры-запоминалки
Обсуждайте с ребенком все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, ели на обед, с какими игрушками играли. Учите стишки, разгадывайте загадки, находите отличия на двух похожих картинках. Побольше читайте, объясняя смысл незнакомых слов. А после прочтения не забывайте спросить, кто из героев что делал, как они выглядели, чем все закончилось и т. д.
Игра «Что пропало?»
Положите на стол три игрушки. Пусть ребенок посмотрит на них, а затем отвернется. Вы убираете одну, а малыш поворачивается и говорит, что пролаю. Более сложный вариант — не убирать игрушки, а менять их местами. Задача ребенка — вспомнить, в каком порядке они лежали изначально.
Игра «Найди меня!» Склейте несколько спичечных коробков. В один на глазах у ребенка положите бусину пли пуговицу, со словами «абра-кацабра» накройте ящичек на несколько секунд салфеткой, а затем попросите отыскать спрятанный предмет.
Игра «Вспомни-ка!»
Покажите малышу несколько картинок (начинать можно с одной-двух, затем уберите их и попросите сказать, что было нарисовано.