Татьяна Горбунова
Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Исходным при работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем малом пространстве.
Ориентировка правых и левых частей тела
Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий.
• Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку.
• Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.
Публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
• Закрепить различение и называние рук с помощью схемы. Подойти, приложить кисть, определить руку.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу и т. д. ; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Игра «Робот»
Логопед дает команды, дети выполняют. Подними правую руку, поверни голову вправо, подними левую ногу и т. д.
Ориентировка в окружающем пространстве
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности.
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.
Вначале логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д. Далее он предлагает выполнить определенные действия, например такие, как перечисленные ниже.
• Положить игрушку справа, слева от себя.
• Вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т. е. справа,
• Вытянуть в сторону левую руку; перечислить предметы, находящиеся слева.
• Повернуть голову влево, вправо.
• Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, т. е. вправо, влево.
2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, карандаш и положить его около левой руки. Логопед задает вопрос : «Где находится карандаш, справа или слева от тетради?»
Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Здесь логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от нее — карандаш, справа — ручку» и т. п.
3. Определение объектов и предметов в пространстве.
• Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
• На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
• Сидя за столом, определить его правый и левый края.
• Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
4. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
• Вызванный ребенок, стоя спиной к группе, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ребенок правильно выполняет инструкцию.
• Не опуская поднятой руки, ребенок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
5. Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.
• Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.
• Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз.
• Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребенок очень хорошо должен представлять себе, что такое верх, низ, вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, т. е. правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и правильная ориентировка на плоскости листа.
Игра «Волшебные квадраты»
Дети ставят пальчик в середину квадрата и выполняют команды логопеда: одна клеточка вверх, две клеточки влево и т. д.
• Дайте ребенку чистый лист бумаги, фломастер, толстый карандаш или мелок и предложите ему такую игру. Представьте, что вы едете на автомобиле, и он чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и.». Получится схема движения. Ребенок освоит правила движения руки с карандашом или фломастером по плоскости листа.
• Если выполнение предыдущего задания вызывает затруднение, можно сначала поиграть в другую игру: попросите ребенка нарисовать на чистом листе нелинованной бумаги в середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии — круги одинаковой величины. Все остальное зависит от вашей фантазии и от того, что наиболее сложно для ребенка (для левшей это, как правило, дифференцировка право-лево). Итак, справа от квадрата нарисуем треугольник, слева от каждого круга тоже по треугольнику. Получается? Хорошо.
Можно, если ребенок не устал, поиграть дальше: в середине квадрата нарисуем маленький кружок, а в середине каждого круга — по квадратику и т. д. Играя так, можно проверить способность ребенка соотносить фигуры, понимать значение понятий: над, под, слева, справа, вверху, внизу и т. д.