Николай Чесноков
Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простые представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.
Публикация «Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом» размещена в разделах
Ориентация в пространстве — важная часть координационных способностей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Кроме того, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Проблема состоит в том, что у 35% детей старшего дошкольного возраста координация в пространстве развита слабо. Воспитатели подготовительных к школе групп отмечают трудности у многих детей в различении левой и правой сторон пространства, что отрицательно влияет на формирование предпосылок к учебной деятельности: вызывает сложности в распознавании и усвоении зрительных образов букв, цифр; приводит к ошибкам в размещении пространственно-ориентированных деталей, трудностях их размещения по памяти; недостаточном анализе признаков, лежащих в основе сходных фигур. Задача специалистов, педагогов ДОУ создать такие условия, которые будут способствовать развитию координации в пространстве у детей.
Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической деятельности по развитию пространственной ориентации. Поэтому, нами была выстроена определенная система работы по преобразованию образовательной среды с целью развития пространственной координации у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом.
Система игровых упражнений с мячом направлена на отработку координации, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Указанные представления формируются на каждом занятии физической культурой, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности.
В систему вошли такие игровые упражнения с мячом как :
- «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
- «Попади в ворота». По заданию инструктора дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).
- «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади». Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Инструктор предлагает ребенку следующие задания: стукни три раза мячом в правый обруч; стукни четыре раза мячом в левый обруч и т. п.
- «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец». Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. Варианты: пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя, попасть мячом во второй, пятый обруч и т. д.
- «Кошечки с мячиком». Исходное положение — стоя на коленях. Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево. Задание: кати мяч вправо; влево; в каком направлении ты катишь мяч?
- «Самый ловкий». Детям предлагается определить правую и левую сторону плоскости. Для этого используются мячи красного и зеленого цвета. Красным мячом необходимо попасть в левый край плоскости (мата, коврика, а зеленым – в правый. Усложнё нный вариант: детям предлагается в зависимости от цвета попасть мячом в определенное место плоскости (мата, коврика).
- «Закинь мяч в корзину». В центре зала ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен правой рукой забросить все мячи зеленого цвета в корзину, вернуться обратно. Затем следующий ребенок должен забросить левой рукой красные мячи в корзину. Цвет мячей является сигналом, помогающим правильно определить правую или левую (в зависимости от инструкции) руку.
- «Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!». Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Задание: стукни справа два раза, слева – три, и т. п. Хочу такой сайт
- «Разомнём ножки». Выполняется сидя на стульчике. Ребенок катает мяч вперед-назад стопой правой и левой ноги поочередно; одновременно двумя ногами вперед-назад; двумя ногами одновременно по кругу. В каком направлении ты катаешь мяч?
- «Прыгает и скачет по сиденью мячик». Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции взрослого, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.
И другие упражнения, способствующие правильному формированию координации движения, развитию пространственной ориентации в специфической для детей, данной возрастной группы, форме – форме игры.
Сравнительный анализ развития пространственной ориентации у дошкольников установил положительную динамику. Дети стали успешнее различать: право, лево, около, между, перед собой и др.
Также, используемая система игровых упражнений помогла продвинуть уровень овладения различными видами движений: умения схватить, удержать, рассчитать направление броска, согласовать усилия с расстоянием. У старших дошкольников развился глазомер, меткость, общая координация движений. Окрепли не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к школе.
Точность пространственной ориентации при работе с мячом улучшается со временем. Эти изменения происходят неравномерно. Интенсивность изменений индивидуальна для каждого ребенка. Поэтому в процессе физического развития дошкольников следует большое внимание уделять игровым упражнениям с мячом, как одного из наиболее эффективных методов обучения пространственной ориентации.
Таким образом, считаем перспективным направлением работу по преобразованию образовательной среды на занятиях физической культурой с помощью внедрения комплекса игровых упражнений с мячом для решения поставленных нами задач.
В будущем мы планируем расширить комплекс, чтобы повысить качество образовательной среды и создать наиболее благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности.