Получи документы

Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом

Николай Чесноков
Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простые представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Публикация «Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом» размещена в разделах

Ориентация в пространстве — важная часть координационных способностей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Кроме того, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Проблема состоит в том, что у 35% детей старшего дошкольного возраста координация в пространстве развита слабо. Воспитатели подготовительных к школе групп отмечают трудности у многих детей в различении левой и правой сторон пространства, что отрицательно влияет на формирование предпосылок к учебной деятельности: вызывает сложности в распознавании и усвоении зрительных образов букв, цифр; приводит к ошибкам в размещении пространственно-ориентированных деталей, трудностях их размещения по памяти; недостаточном анализе признаков, лежащих в основе сходных фигур. Задача специалистов, педагогов ДОУ создать такие условия, которые будут способствовать развитию координации в пространстве у детей.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие целенаправленной, планомерной, систематической деятельности по развитию пространственной ориентации. Поэтому, нами была выстроена определенная система работы по преобразованию образовательной среды с целью развития пространственной координации у детей старшего дошкольного возраста посредством включения в физкультурные занятия игровых упражнений с мячом.

Система игровых упражнений с мячом направлена на отработку координации, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Указанные представления формируются на каждом занятии физической культурой, но наиболее успешно реализуются в процессе игровой деятельности.

В систему вошли такие игровые упражнения с мячом как :

- «Вратарь». Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

- «Попади в ворота». По заданию инструктора дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка).

- «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади». Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Инструктор предлагает ребенку следующие задания: стукни три раза мячом в правый обруч; стукни четыре раза мячом в левый обруч и т. п.

- «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец». Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. Варианты: пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя, попасть мячом во второй, пятый обруч и т. д.

- «Кошечки с мячиком». Исходное положение — стоя на коленях. Прокатывание мяча вокруг себя вправо и влево. Задание: кати мяч вправо; влево; в каком направлении ты катишь мяч?

- «Самый ловкий». Детям предлагается определить правую и левую сторону плоскости. Для этого используются мячи красного и зеленого цвета. Красным мячом необходимо попасть в левый край плоскости (мата, коврика, а зеленым – в правый. Усложнё нный вариант: детям предлагается в зависимости от цвета попасть мячом в определенное место плоскости (мата, коврика).

- «Закинь мяч в корзину». В центре зала ставится корзина, рядом кладутся мячи красного и зеленого цвета. Ребенок должен правой рукой забросить все мячи зеленого цвета в корзину, вернуться обратно. Затем следующий ребенок должен забросить левой рукой красные мячи в корзину. Цвет мячей является сигналом, помогающим правильно определить правую или левую (в зависимости от инструкции) руку.

- «Справа, слева я стучу — перепутать не хочу!». Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя. Задание: стукни справа два раза, слева – три, и т. п. Хочу такой сайт

- «Разомнём ножки». Выполняется сидя на стульчике. Ребенок катает мяч вперед-назад стопой правой и левой ноги поочередно; одновременно двумя ногами вперед-назад; двумя ногами одновременно по кругу. В каком направлении ты катаешь мяч?

- «Прыгает и скачет по сиденью мячик». Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции взрослого, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.

И другие упражнения, способствующие правильному формированию координации движения, развитию пространственной ориентации в специфической для детей, данной возрастной группы, форме – форме игры.

Сравнительный анализ развития пространственной ориентации у дошкольников установил положительную динамику. Дети стали успешнее различать: право, лево, около, между, перед собой и др.

Также, используемая система игровых упражнений помогла продвинуть уровень овладения различными видами движений: умения схватить, удержать, рассчитать направление броска, согласовать усилия с расстоянием. У старших дошкольников развился глазомер, меткость, общая координация движений. Окрепли не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к школе.

Точность пространственной ориентации при работе с мячом улучшается со временем. Эти изменения происходят неравномерно. Интенсивность изменений индивидуальна для каждого ребенка. Поэтому в процессе физического развития дошкольников следует большое внимание уделять игровым упражнениям с мячом, как одного из наиболее эффективных методов обучения пространственной ориентации.

Таким образом, считаем перспективным направлением работу по преобразованию образовательной среды на занятиях физической культурой с помощью внедрения комплекса игровых упражнений с мячом для решения поставленных нами задач.

В будущем мы планируем расширить комплекс, чтобы повысить качество образовательной среды и создать наиболее благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста Игра «Заметить всё».Раскладывают в ряд 7-10 предметов, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека упражнений на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Упражнение «Бегемотик» Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить привычные приемы дыхательной гимнастики. Ребенок, находится в.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом
Опубликовано: 31 октября 2021 в 20:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с помощью игровых упражнений с мячом» (включая файлы) размещена пользователем Николай Чесноков в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД