Альбина Гетт
Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие зрительно – пространственного восприятия у старших дошкольников»
С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. Выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа, не способны определить, что находится справа или слева. При чтении и письме они совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв, перестановка букв в слоге, неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. В математике они испытывают затруднения в освоении числового ряда, делают ошибки в арифметических действиях.
Публикация «Развитие зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Работа по развитию пространственного восприятия у детей дошкольного возраста является профилактической и используется как составная часть в общей подготовке детей к школе. Она направлена на решение следующих задач:
1. Формирование у детей пространственных представлений, введение в их пассивный и активный словарь соответствующих терминов.
2. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа, доски.
3. Формирование слухового сосредоточения и координации «ухо - рука».
4. Формирование у детей зрительного сосредоточения и координации «глаз - рука».
5. Развитие способностей к ориентации в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).
Пространственная ориентировка включает два вида, тесно связанных между собой:
- ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых частей;
- ориентировку в окружающем пространстве.
Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей.
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуется следующие виды занятий:
1. Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать. Повторить, что это правая рука.
Дается задание поднять правую руку и назвать ее.
2. Показать левую руку, назвать ее, повторить.
3. Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой, взять что-либо левой, правой рукой.
После усвоения речевых обозначений левой и правой руки можно перейти к дифференциации других частей тела. В заключении детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу.
Подбирая задания, необходимо помнить, что дети, которые испытывают трудности в освоении понятий «право», «лево», могут взять себе в помощь несущественные, но подходящие для некоторых ситуаций внешние ориентиры. Например, они могут пытаться определять свою правую руку как ту, которая находится со стороны двери группы. Поэтому детям надо объяснить, что любой внешний объект может оказаться слева и справа от человека в зависимости от того, как человек повернется.
Ориентировка в окружающем пространстве.
Этот вид работы основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а так же речевых обозначениях правой и левой руки. Проводится в следующей последовательности:
1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе.
В начале, дается задание определить пространственное соотношение предметов, находящихся сбоку от ребенка:
- покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева;
- положи книгу справа или слева от себя (при затруднении необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – к левой).
Далее пространственное соотношение закрепляется в речи (где находится шкаф, окно …). При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева).
2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Ребенку предлагается взять тетрадь правой рукой и положить ее около правой руки;
взять левой рукой книгу и положить около левой руки;
Ребенка спрашивают: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
Далее детям предлагается задания по инструкции:
- положить ручку справа от тетради;
- положить карандаш слева от книги.
Сказать, где находится ручка по отношению к тетради; где находится карандаш по отношению к книге.
Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов.
Далее проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур, букв, цифр. Детям предлагаются следующие задания:
- написать буквы, цифры справа или слева от вертикальной линии;
- положить карточку с кружком, справа от нее – с крестиком, слева от крестика поставить точку;
- нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки – круг и т. д.
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений, букв, цифр.
Проводится работа по развитию зрительного анализа графических изображений (букв, цифр и др.) на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между сходными графическими изображениями.
Ориентировка на плоскости листа, доски.
Необходимо объяснить детям, что такое верхний и нижний край тетрадного листа.
Ведь тетрадь лежит на столе горизонтально. Педагогу нужно четко сказать детям, что, когда тетрадь лежит на столе, тот ее край, который дальше от ребенка, будет называться верхним, а тот, который ближе – нижним. Попросить детей показать верхний и нижний край листа, а так же правую и левую его сторону. Затем детей надо учить осуществлять простейшие перемещения на плоскости с учетом направлений: вести линию слева направо или сверху вниз, отсчитывать нужное количество клеточек в указанном направлении.
Слуховое сосредоточение и координация «ухо - рука».
Навык слухового сосредоточения, слухомоторную координацию и умение использовать их для ориентации на плоскости и в трехмерном пространстве необходимо вырабатывать специально. Для этих целей прекрасно подходят графические диктанты. Этот вид становится привлекательным для детей, если использовать задания, в результате выполнения которых получается осмысленное и забавное изображение.
Подбирая сложность задания надо ориентироваться на:
- общее количество «шагов» - действий, которые ребенок может выполнить под диктовку;
- количество наклонных линий;
- длину линий, составляющих «шаги».
Зрительное сосредоточение и координация «глаз - рука».
Для успешного выполнения заданий по пространственной ориентировке детям необходимы зрительное внимание и зрительно-моторная координация, которые надо вырабатывать специально. Для этого используются несколько типов упражнений:
1. Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки.
На начальных этапах работы дети выполняют прямое копирование. Когда дети осваивают этот вид работы, можно переходить к усвоению зеркального копирования. Объяснять детям, что такое зеркальная копия, удобно, используя в качестве примера ладони.
2. Прямое и зеркальное копирование образца без опоры на клетки.
Этот вид работ не содержит в себе ничего принципиально нового по сравнению с копированием по клеткам. Только расстояние теперь определяется на глаз, что делает работу более сложным.
Ориентация в трехмерном пространстве (работа в технике оригами).
Развитие пространственного восприятия требует работы как на плоскости, так и в трехмерном пространстве. Для этого полезно использовать создание объемных конструкций, в том числе в технике оригами.
Спасибо за внимание. Успехов и удач!