Конанова Анна
Развитие пространственного воображения (факультативный курс по геометрии, 4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие пространственного воображения
факультативный курс
4 класс
Пояснительная записка.
Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время педагогов и ученых методистов привлек огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Это объясняется двумя причинами.
Публикация «Развитие пространственного воображения (факультативный курс по геометрии, 4 класс)» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во-первых, в геометрическом материале много общего с художественным восприятием мира, так как большое место в изучении предмета принадлежит образному мышлению. Таким образом геометрический материал позволяет активно использовать наглядно-действенную и наглядно-логическую формы мышления которые наиболее близки детям младшего школьного возраста, и опираясь на которые, дети постепенно выходят на высшую степень мышления – словесно-логическую.
Во-вторых, увеличение объема геометрического материала в начальных классах позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников среднего звена существенные трудности.
Программа составлена для учащихся четвертого класса. Этот возраст характеризуется тем, что у ребенка вырабатываются определенные приемы мышления: сравнение- сопоставление объектов, анализ, абстракция, обобщение, конкретизация. Изучение геометрического материала способствует выработке данных приемов, помогает учащимся перейти от наглядно-действенного вида мышления к теоретическому. Вместе с тем обучение геометрии играет важную роль в формировании пространственного мышления, которое является специфическим видом мыслительной деятельности. Оно имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве, и рассматривается как разновидность образного мышления. Таким образом, введение геометрического материала в начальной школе способствует более полному развитию личности ребенка.
Цель курса :
Создание условий для привлечения внимания младшего школьника к изучению стереометрического материала, формирования элементарных пространственных представлений и развития всех форм мышления.
Задачи:
- формировать умение ориентироваться в пространстве
- способствовать развитию пространственных представлений, умения мыслить, сравнивать, сопоставлять;
- расширять кругозор детей;
- развивать память, внимание, наблюдательность, речь;
- развивать творческие способности детей.
Данная программа модифицированная. В ее основу положен курс «Наглядная геометрия», разработанный Жильцовой Г. В. и Обуховой Л. А.
Программа рассчитана на 17 часов в год
Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, практический, проблемный.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Краткое описание изучаемого материала:
• Свойства диагоналей прямоугольника
• Свойства диагоналей квадрата
• Решение геометрических задач
• Луч. Числовой луч.
• Угол. Виды углов.
• Построение прямого угла
• Виды треугольников
• Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге
• Решение геометрических задач
• Решение геометрических задач
• Решение геометрических задач
• Решение геометрических задач
• Геометрические фигуры
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
Учащиеся должны иметь представление:
- об углах – стороны угла, вершина угла, виды углов, название угла;
- о многоугольниках – виды многоугольников, виды треугольников, четырехугольников; свойства квадрата, ромба, прямоугольника;
- об окружности и круге – радиус, диаметр, касательная линия.
Учащиеся должны знать:
• .виды углов (прямой, острый, тупой)
• Определение прямоугольника (квадрата)
• Свойство противоположных сторон прямоугольника
Учащиеся должны уметь:
• находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата)
• находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон
• строить заданный отрезок
• строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон
Формы контроля: индивидуальный, групповой, тематический, итоговый.
Текущая аттестация включает: самостоятельные работы, практические работы.
Промежуточная аттестация: тестирование, контрольные работы
Учебно-методический комплекс:
-Батова А. С. «Графический диктант». «Начальная школа», 2003г., №9.
-Богданова Е. А. «Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии». «Начальная школа». 2001 г. №10.
-Пазушко З. И. «Развивающая геометрия в начальной школе». «Начальная школа». 1999. № 1.
-Шадрина И. В. «Принципы построения системы обучения младших школьников элементам геометрии». «Начальная школа». 2001 № 10.
-Жильцова Т. В., Обухова Л. А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии». Москва, «Вако». 2004 г.
Дополнительные обобщающие материалы.
-Алексеева С. «Кто отгадает». «Начальная школа», 2002г., № 4.
-АржановскаяН. В. «Математический КВН». «Начальная школа», 2003г., №8.
-Краснова О. В. «Первые шаги в геометрии». «Начальная школа», 2002г., №4.
-Шадрина И. В. «Обучение геометрии в начальных классах». Москва, «Школьная пресса», 2002г.
Перечень учебного оборудования:
-таблицы
-набор геметрических фигур и тел
- транспортир
-циркуль