Чеканникова Ирина Сергеевна
Развитие пространственного мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Развитие пространственного мышления у дошкольников»
Чеканникова Ирина Сергеевна, воспитатель
структурного подразделения по реализации
программы дошкольного образования
Цель:
Повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и приемов в работе с детьми, по развитию математических представлений по ориентировке в пространстве и на листе бумаги. Повышение уровня профессионализма воспитателей.
Задачи:
Публикация «Развитие пространственного мышления у дошкольников» размещена в разделах
Познакомить с приемами и методами работы по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве и на листе бумаги.
Создать условия для активного участия педагогов в проведении мастер-класса.
Развивать интерес коллег к работе по закреплению с детьми ориентировки в пространстве и на бумаге с целью дальнейшего их использования в своей педагогической деятельности.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, ленточки, листы в клетку, ручки.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Работая с детьми и занимаясь проблемами их развития, я стала замечать, что дети с хорошей памятью с трудом запоминают времена года и последовательность месяцев в году, название дней недели и не могут запомнить, где у них находиться правая, а где левая рука. Изучая методическую литературу, я поняла, что одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребёнка пространственных представлений. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам. Для того чтобы формирование этих навыков могло успешно начаться и развиваться дальше, необходимо создать базу других умений, которые предшествуют овладению письмом, и которые являются его основой.
Одним из таких необходимых навыков является ориентировка на листе бумаги. Без умения ориентироваться на листе бумаги невозможно ни рисование, ни письмо. Ребенок должен видеть край листа, клетку, строчку, понимать, проводить линии сверху-вниз, или от одного края листа к другому. Такие ли это очевидные и простые умения для детей? Умение ориентироваться на листе бумаги, поначалу сложно даётся нашим детям. Поэтому я стараюсь использовать упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве в виде игр, ведь игровая деятельность, как никакая другая, способствует снятию напряжения, страха неудач, способствует повышению мотивации. Игра всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлечённость обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышения эффективности работы мозга. С одной стороны ребёнок выполняет «сложные задачки», а с другой стороны- он увлечёно играет, помогая сказочным героями.
Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. А помогут нам в этом путешествии волшебные ленточки. Давайте повяжем их на запястье правой руки. Итак, раз, два, три, вперёд в путешествие по волшебному листу.
Жил-был лист, а рядом жили карандаши. Посчитайте, сколько их было? Каким цветом карандаши? В один прекрасный день решили они совершить путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону листа и прочертил желтую линию слева направо. Вторым отправился в путешествие красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. С правой стороны прочертил линию зеленый карандаш, сверху вниз. Синий карандаш начертил линию с левой стороны. А черный карандаш поставил лишь маленькую точку в середине листа. Середина - это центр листа и нарисовал там домик. Увидели друзья дом Черного карандаша и решили тоже нарисовать себе дома. Желтый нарисовал домик в верхнем левом углу. Красный карандаш свой домик нарисовал в правом нижнем углу.
Зелёный в правом верхнем углу, а где же синий карандаш нарисовал домик? Правильно, в левом нижнем углу. Вот сидят карандаши в своих домах, плюшки едят, чай пьют. Скучно им стало, и решили они друг к другу в гости пойти. И красный карандаш пошёл в гости к черному карандашу. Где у нас находиться домик черного карандаша (в центре листа). Но как пройти, тропинки нет, давайте поможем проложить дорожку к домику. Какая она будет прямая или извилистая (волнистая). Карандаш из правого верхнего угла (синий) пошёл в гости к черному карандашу. Какой карандаш живёт в правом верхнем углу? (синий) Назовите место, где живет зелёный карандаш (левый нижний угол). Как вы думаете, куда он отправится в гости? Карандаш желтого цвета присоединился к своим друзьям. Где находится его домик? (в верхнем левом углу).
Весело было карандашам в гостях, они танцевали танец «Буги-Вуги» давайте и мы с вами потанцуем. Вернулся зелёный карандаш к себе домой, а дверь открыть не может, потерял он свой ключ. Не грусти, зелёный карандаш, мы тебе поможем, нарисуем такой же ключик.
Графический диктант. Ребята на ваших листочках в клеточку стоит точка, от этой точки мы и начнем рисовать ключик. Слушайте внимательно, я буду диктовать вам какое количество клеточек и в каком направлении надо будет начертить. Берём ручки, покажите мне как вы их взяли. Ставим ручку на точку и начинаем.
Какие вы молодцы, помогли зеленому карандашу. Но пришла пора возвращаться в детский сад, для этого вы должны снять ленточки с правой руки. Ленточки развязались и мы в группе оказались. Раз, два, три. Ребята, интересное было путешествие? А что вам понравилось в этом путешествии?
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами всего несколькими идеями для развития пространственного мышления у дошкольников. Думаю, у вас тоже есть чем поделиться. Всего несколько минут в день помогут детям освоить такие сложные понятия. Хочу пожелать вам всем здоровья и успехов в воспитании и обучении детей.