Елена Васильевна Алексеева
Развитие произвольного внимания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из распространённых жалоб, которую можно услышать от педагогов и родителей – это рассеянность, невнимательность ребёнка. А без внимания, как известно, невозможно полноценное осуществление психических функций (память, мышление, восприятие, речь). Любое обучение детей начинается, прежде всего, с внимания, которое является основой любой интеллектуальной деятельности.
Публикация «Развитие произвольного внимания дошкольников» размещена в разделах
Каковы причины невнимательности детей? Как помочь рассеянному ребёнку, которому сложно сосредоточиться? Нейропсихология – область психологии, изучающая мозговую организацию высших психических функций, исследует, какие зоны работают лучше, когда, например, человек пишет, читает, запоминает и т. п.
Человеческий разум существует за счет того, что наши нейроны образовали связи, которые отражают удачный и неудачный опыт. Некоторые эпизоды из этого опыта были «закачаны» в мозг благодаря «молекулам радости» или «молекулам стресса», другие были закреплены в нем благодаря постоянным повторениям. Когда модель окружающего мира соответствует той информации, которая содержится в наших синоптических связях, электрические импульсы пробегают по ним легко, и как бы ни строились нейронные связи в мозге, человек ощущает их как «истину». Поэтому, если мы хотим стать счастливыми, то должны эти нейронные связи счастья «вырабатывать». Учиться в негативной ситуации искать положительные моменты, учиться радоваться мелочам в каждом дне (пожелтевший листик, красивые облака, солнце или дождь, в который есть возможность выпить горячего чая и смотреть в окно). Этому мы должны учить и детей. Если мы будем хвалить ребенка, говорить, что поступок он совершил плохой, но ребенок он хороший, то ребенок будет оправдывать вашу веру в него, он будет стараться сделать что-то, чтобы быть хорошим. Так же и с нами, со взрослыми.
Нейропсихологический подход даёт возможность определить первопричину, связанную с невнимательностью, и правильно построить коррекционно-развивающую работу с учётом сильных и слабых сторон познавательных способностей ребёнка.
Учёные выделяют 3 основных блока мозга, каждый из них выполняет свою роль в организации психических процессов. Если рассматривать внимание с этой точки зрения, то этот процесс обеспечивается структурами всех трёх блоков.
Первый блок мозга (регуляции тонуса и бодрствования) обеспечивает поддержание работоспособности, тонуса коры головного мозга, для осуществления любых процессов необходима энергия.