Ирина Жаворонкова
Развитие произвольного внимания дошкольников с ОВЗ в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОВЗ прослеживается нарушение внимания. По сравнению со сверстниками, чьё развитие соответствует норме, этим детям требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют сосредоточения внимания на материале не вызывают непосредственного интереса. Отличается истощаемость, «угасание» внимания.
Публикация «Развитие произвольного внимания дошкольников с ОВЗ в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
У детей с ОВЗ имеются нарушения развития внимания и специфические особенности психического развития в целом, что отчетливо прослеживаются уже при первичном обследовании. При ОВЗ отмечается недоразвитие многих психических функций, особенно на уровне произвольности и осознанности : недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, низкий уровень развития внимания, в том числе произвольного. В настоящее время проблемы развития внимания и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ, являются актуальными.
Произвольное внимание — одна из важнейших характеристик познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Наряду с мышлением, восприятием, памятью, воображением произвольное внимание является важнейшим приобретением личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Игра – основной вид деятельности у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. В игровой деятельности дети с ОВЗ отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Игровая деятельность воспитывает интерес у детей с ОВЗ, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игровую деятельность формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Дидактическая игра не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания. Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме.
Для развития произвольного внимания дошкольников с ОВЗ мною был подобран и адаптирован набор игр. Упражнения направлены на развитие произвольного внимания дошкольников с ОВЗ и подчинены основной цели – предотвращение нарушений произвольного внимания в дошкольном возрасте. Все занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий.
Используемые в работе с дошкольниками с ОВЗ элементы игровой деятельности, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать их внимание на достаточно высоком уровне. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания. Игровая деятельность развивает не только произвольное внимание, но и слуховое, зрительное, моторно-двигательное внимание, способствует познавательному и личностному развитию дошкольников с ОВЗ.
Таким образом, для развития произвольного внимания дошкольников с ОВЗ мною был подобран и адаптирован набор игр, который будет способствовать развитию произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ.