Петрова Елена
Развитие профессионального становления молодого специалиста, путём создания условий и продуктивной помощи наставника
▼ Скачать
В основном направлении развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В. В. Путин.
Публикация «Развитие профессионального становления молодого специалиста, путём создания условий и продуктивной помощи наставника» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для эффективности наставничества и не только, в одном из трудовых действий современного педагога является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Чтобы понять, что такое «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах различных специалистов и ученых.
Сейчас в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как личностные качества, ценностные ориентации и способность педагога решать профессиональные задачи и проблемы. Достаточный уровень даст возможность воспитателю самостоятельно и эффективно не только решать уже поставленные перед ним педагогические задачи, но и самостоятельно формулировать новые задачи и разрабатывать инновационные пути их решения. А для этого педагог должен хорошо знать теорию и быть готовым самостоятельно применять ее в практике работы с детьми.
Время вступления начинающего педагога в профессию отличается некоторым напряжением, но и в то же время важностью для его профессионального и личностного развития. И от того, как он пройдет эти шаги, зависит, проявит ли новоявленный воспитатель свои профессиональные качества, будет ли он работать в сфере дошкольного образования или искать себя в другой сфере деятельности.
Научные исследования М. С. Гвоздевой, К. Ю. Белой, Н. Н. Лященко, Л. М. Денякиной, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалюшиной и др. посвящены проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования. Но вместе с тем при изучении, чтение азов профессиональной деятельности у многих молодых воспитателей образуются те или иные трудности.
Если смотреть статистику, то из выпускников педагогических вузов лишь половинка будет работать по своей специальности, а есть и такие, которые просто находят более высокооплачиваемую работу. Но ещё печальнее, почти половина из них покидают свою педагогическую деятельность в течение последующих лет. И назревает необходимость решения очень важных проблем: это система поощрений и наград, финансовая поддержка, адаптация в коллективе и я считаю самое главное - методическая подготовка. Конечно многие из этих проблем вполне могут быть решены в стенах учреждения.
Мой первый профессиональный опыт работы с детьми связан с Ромодановским детским садом. Здесь меня встретил коллектив профессионалов, в котором каждый педагог был уникальной личностью. И во главе коллектива стояли наши модераторы, люди идущие со временем и только вперёд – заведующий, и старший воспитатель нашего детского сада. А главное меня окружало море любопытных и добрых детских глаз. Жизнь здесь кипела, и я гармонично вошла в этот творческий процесс. Была очень рада каждый день подбирать ключик к детским маленьким сердечкам, идти рядом с ними, вместе играть и учиться!
Так ступенька за ступенькой я поднималась по лестнице жизни, чтобы стать настоящим воспитателем детского сада.
Моя мечта осуществилась. Я - воспитатель! И не только. Я – воспитатель – наставник. И горжусь этим. Людей несущих это гордое звание объединяет одно – профессиональные качества, умение делиться своим большим опытом, они с радостью отдают свое сердце детям и не представляют свою жизнь без этого. Я с теплотой, гордостью вспоминаю своих наставников и очень им благодарна, что они открыли для меня путь в этот волшебный мир детства.
Так кто же такой современный воспитатель – наставник 21 века? Как бы я нарисовала его портрет? Это человек с добрыми глазами, милой улыбкой, открытой душой. Это всесторонне развитая, талантливая, уникальная личность. Это образец для подражания, который несет в себе сформировавшиеся на высшем уровне личностные и профессиональные качества. Это творческий, высоконравственный, компетентный специалист своего дела, имеющий глубокие познания в педагогической теории и психологии, обладающий высочайшим уровнем педагогического мастерства, владеющий современными технологиями воспитания, осознающий свою ответственность за воспитание будущего поколения страны. Постоянно занимается саморазвитием и осваивает новые технологии.
А теперь я сама, как воспитатель – наставник делюсь профессиональным опытом, стараюсь соблюдать принципы наставничества : открытость, добровольность, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики, отдаю свою частичку души молодому специалисту – напарнице, которая не работала с детьми дошкольного возраста. И моя задача помочь ей реализовать себя, как способного и талантливого человека, который сделал правильный профессиональный выбор, способен показать высокие результаты работы и продемонстрировать лучшие профессиональные качества. Я считаю, что в какой- то степени теперь зависит и от меня, каким воспитателем станет молодой специалист. Мне бы хотелось, чтобы она также как и я «заболела» этой профессией, была профессионалом своего дела, полюбила с большой нежностью детей и с большой радостью заходила в двери нашего садика.
Каждый день, приходя на работу, мы с молодым воспитателем беседуем, общаемся на равных. Я полагаю только взаимное доверие, является основой, на которой с самого начала строятся отношения. Для этого использую только демократический стиль общения. Я прекрасно понимаю, что у моего подопечного может быть достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую очередь опыта, которым я и должна поделиться. А ещё считаю нужно быть примером для молодого специалиста в отношениях с детьми, коллегами и родителями.
Стараюсь ей показать и представить, как сделать жизнь детей такой, как если бы в её группу ходили только родные и любимые дети. Даю понять, что общаться с детьми нужно не как взрослая тетя, а как друг и помощник, с которым детки с удовольствием рассуждают о смысле жизни, счастье, любви. На практических примерах в присутствии молодого специалиста я с большим удовольствием рассказываю детям об интересных открытиях и экспериментах, о том, почему человек стал сочинять сказки, музыку и какая была бы грустная жизнь без всего этого. И мои дети каждый день спешат в детский сад, чтобы рассказать о своем «новом открытии», о своих переживаниях и радостях, они знают, что здесь их поймут!
И чтобы моя подопечная испытывала такую же любовь, счастье, удовлетворение от нашей работы, стала профессионалом своего дела, я поставила цель.
цель: Оказать помощь молодому специалисту в его профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и умений, практического опыта.
задачи: 1. Способствовать профессиональному становлению педагога, при этом развивая его способности : самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;
2. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности;
3. Помогать в формировании индивидуального стиля деятельности молодого специалиста.
4. Развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
5. Адаптировать к усвоению лучших традиций коллектива детского сада и правил поведения в образовательной организации.
Новизна практики: представляет собой комплексную модель наставничества, ориентированную на современные технологии и состоит из трё х значимых блоков: 1. Интересные занятия
2. Праздники
3. Молодой специалист а также при открытом диалоге с наставником по всем профессиональным вопросам, формирование мотивации у молодого специалиста к дальнейшему самообразованию,.
Ожидаемые эффекты и результаты: 1. У молодого специалиста появится устойчивая мотивация и интерес к педагогической деятельности;
2. Эффективность подготовки молодого специалиста к выполнению своих обязанностей.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога и использование в работе начинающего педагога новых современных педагогических технологий.
4. Адаптация начинающих педагога в образовательной организации. 5. Участие молодого специалиста в профессиональных конкурсах на различном уровне, создание методических разработок и рекомендаций, обмен опытом.
В своём профессиональном становлении я предложила молодому специалисту пройти несколько блоков:
I блок – «Интересные занятия» : Для начала этого блока я приглашаю молодого специалиста к себе на просмотр различных занятий и мероприятий, режимных моментов даю необходимые консультации, демонстрирую свои знания, организую различные занятия на прогулке с детьми. Но как бы я не делилась своим опытом, этот блок оказался самый сложный для молодого специалиста, но интересный. На практике она старается применять знания и умения, полученные в процессе приобретения педагогического опыта наставника. Но трудность оказалось в том, что пришлось перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, так как до детского сада год работала в школе. Здесь мне как педагогу – наставнику пришлось предупредить разочарование и конфликты, поддержать молодого специалиста эмоционально, укрепить веру в себя. Я стала чаще приглашать молодого педагога на открытые просмотры образовательной деятельности, с последующим обсуждением увиденного, молодой педагог учится анализировать образовательный процесс и осознает свои недочеты. И только потом он осознаёт, чувствует свои возможности как педагога и начинает понимать свою значимость в профессиональной педагогической деятельности для детей, родителей, коллег.
Опыт превзошёл все ожидания!
Кинетический песок, это круто! Мы побывали как будто на Луне!
ІІ блок – «Праздники» Невозможно представить себе жизнь дошкольника в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. В этом блоке молодой специалист превзошёл все мои ожидания. Она пробовала себя в разных контрастных ролях. И всё ей было по плечу. Здесь даже не нужна была помощь наставника. Она старалась развивать у детей разнообразные способности, но при этом большое внимание уделяла воспитанию потребности в движении и позитивном эмоциональном восприятии жизни. Так как молодой специалист считает, если ребенок полюбил движение, то он обретет и здоровье…. И меня, как педагога – наставника очень радует, что на первую ступень она ставит здоровьезберегающие технологии, т. е. здоровье детей. И она во многом права, ведь чтобы вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача.
3. Блок «Молодой специалист» - Прежде, чем научить молодого специалиста всему, чем владею сама и более, мне пришлось самой вспомнить методику обучения, разные методы и приемы, перечитать разную научную литературу. Скажу по секрету мой любимый помощник, журнал «Воспитатель». После бесед молодой специалист старается работать самостоятельно, а я только корректирую его работу. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример. И меня вдохновляет, что молодой специалист принимает активное участие в процессе развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОО, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предложила молодому специалисту выбрать методическую тему самообразования, над которой она будет работать более углубленно.
Я вижу, адаптация молодого специалиста проходит успешно, ведь это во многом зависит от психологического климата наставника и конечно в коллективе, от стиля управления, от условий труда.
Вот такими должны быть, наставник и молодой специалист! Позитивными, добрыми, с хорошим настроением, интересными идеями, чуткими, и внимательными, терпеливыми и находчивыми, любящие не только детей, но и свою работу, умеющие заинтересовать каждого ребенка и найти подход к каждому из них. Профессионалы своего дела. Я считаю, других людей в нашей профессии быть не должно.
Предлагаю молодому специалисту формы работы по совершенствованию профессиональной компетенции :
Семинары-практикумы, тренинги направленные на:
составление планов работы с молодым специалистом;
конспектов НОД,составление портфолио, отчетов;
разработку и реализацию конспектов интегрированной НОД;
проведение открытых мероприятий;
разработку методических мероприятий по использованию методов, приемов, диагностических средств для начинающих педагогов.
консультации: «Активные формы и методы обучения педагогов».
Организация работы по самообразованию, составление плана.
Мне нравиться проводить анкетирование, тестирование, чтоб легче было организовать свою работу по обучению молодого специалиста, чтоб выявить, в чем причина затруднения. После этого я стараюсь её привлекать в составлении план работы, в который входит изучение нормативно-правовой документации; помощь в организации качественной работы с документацией педагога (календарно-тематическое планирование, воспитательно-образовательная работа, план по самообразованию, мониторинг и др. ; оказание помощи в организации НОД, использование на них раздаточного материала и демонстрационного материала, наглядных и дидактических материалов, использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах, и конечно не мало важный момент это организация работы с родителями и изучение инновационных технологий. Я стараюсь, чтобы все формы и методы непосредственной образовательной деятельности качественно и умело передать молодому педагогу.
Думаю, что такая слаженная, согласованная, системная работа стимулирует, направляет работу молодого специалиста, повышает уровень его профессиональной компетентности.
Ведь правильно построенная работа с молодым педагогом уже с первого дня его пребывания в ДОО является одним из факторов успешного входа в мир профессии воспитателя.
Подведение итогов работы и анализ эффективности системы работы по наставничеству.
Проведение мониторинга реализации этапов работы; Изучение и обобщение накопленного материала; Осуществление проблемного анализа: проведение коррекции задач и планов работы по наставничеству; Формирование банка информации из опыта работы по наставничеству.
Вот на этом этапе молодой специалист готовиться к созданию своего портфолио, это его каждодневный труд, его старания, опыт, педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть в данном случае, положительную динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога. Данный накопленный материал будет использоваться воспитателем как форма квалификационного испытания при аттестации.
Меня радует до глубины души, как педагога – наставника положительные результаты в организации и проведении совместной образовательной и самостоятельной деятельности с детками моего молодого специалиста, прекрасные отзывы воспитателей организации о работе с детьми. Самым главным и эффективным моментом для меня как для наставника, это то, что молодой педагог постоянно участвует в практических действиях моего опыта. Неоднократно мною были показаны как рядовые, так и открытые мероприятия, интегрированные занятия, мастер-классы, проблемные семинары. И всё это было направленно на поддержку детской инициативы и самостоятельности в соответствии ФГОС ДО.
Чтобы овладеть специальностью, практическая деятельность представляет собой довольно длительный процесс, предполагающий знакомство с нормативной правовой базой, освоение основных функциональных обязанностей педагога, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Наставничество способствует : профессиональному становлению молодого специалиста, адаптации педагога к новым условиям труда; формированию мотивации и интереса к профессиональной деятельности;
более быстрому формированию профессиональных навыков;
получению положительных результатов образовательной деятельности;
развитию кадрового потенциала; созданию благоприятного микроклимата в ДОО.
Вместе с тем, молодые специалисты могут также внести новые взгляды на воспитание, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы дошкольной организации и педагогического коллектива.
Таким образом, по итоговым результатам (мониторингам, тестированиям, анкетам и т. д.) мы видим, что процесс профессионального развития молодых педагогов проходит эффективно при организации такой формы методической работы как наставничество.
Когда я работаю с молодыми специалистами, я сама получаю новые знания, новые впечатления. В современном дошкольном образовании я сама приобретаю ориентир на новые реалии, развиваю свои деловые качества. Продолжаю повышать свой профессиональный уровень в процессе взаимного обучения. И какое же я испытываю удовлетворение, когда вижу успехи молодых педагогов, их профессиональный и творческий рост в нашей работе. Так и хочется сказать пусть никогда не заканчивается ваш путь к профессиональному совершенству. Ну, а если, молодой специалист проходит аттестацию и получает категорию, то моему счастью нет предела!
Самое главное - создание психологически комфортной атмосферы. Потому что доброжелательность, взаимные отношения и корректность являются основными принципами сотрудничества в нашей работе.
Я горжусь своей профессией!