Лилия Ханипова
Развитие представления о семье с детьми дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Становление новой системы образования, направленной на вступление в мировое пространство, требует значительных перемен в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, улучшение педагогических технологий. На сегодняшний день каждое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности имеет право выбрать собственную модель образования и создавать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На замену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое ориентировано на развитие творческих возможностей, формирование у дошкольников заинтересованности и необходимости к активной творческой работе. Осуществлению данной задачи в полной мере содействует проектная деятельность как один из современных технологий образовательного процесса. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем этого мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Однако без помощи других ребенок ещё не способен отыскать ответы на все интересующие его вопросы – ему в этом помогают воспитатели и родители. В абсолютно во всех дошкольных учреждениях наравне с объяснительно-иллюстративным методом обучения, педагоги дополнительного образования и воспитатели применяют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, эксперимент, опытно-исследовательскую работа, решение кроссвордов, шарад, головоломки и так далее. Но такого рода подход носит неполный, эпизодический характер: логические задания практикуются только на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи либо конструированию.
Публикация «Развитие представления о семье с детьми дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» размещена в разделах
Поэтому тема о методе проектов так актуальна в наше время. Согласно методу проектов дошкольники приобретают знания и умения в ходе планирования и выполнения постепенно усугубляющих практических заданий – проектов. Этот метод может быть полезен тем, что при верном применении он содействует развитию творческих способностей и самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлении непосредственной связи между получением дошкольниками знаний и умений и применении их в решении практических задач. Проектную деятельность рассматривают как комплексный компонент учебно-воспитательного процесса, разрешающий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг. : Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. Отечественные педагоги полагали, что критически переработанный метод проектов способен обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить роль проектной деятельности в развитии представлении о семье у дошкольников
Объект исследования: Процесс развития представлений о семье у дошкольников.
Предмет исследования : использование проектной деятельности в развитии представлений о семье у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование проектной деятельности будет способствовать эффективному развитию представлений о семье у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2. Выявить уровни и критерии развития представлений о семье у дошкольников;
3. Апробировать роль проектной деятельности в развитии представлений о семье у дошкольников.
Для развития у дошкольника представлений о своей семье, нужно определить прочную связь между взрослыми и ребенком, уважительное отношение друг к другу. По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника «социальный микрокосм», в котором он со временем приобщается к социальной жизни.
Изучение процесса формирования представлений дошкольников о семье отражено в ряде работ Э. К. Васильевой, Н. И. Демидовой, С. И. Голод, М. С. Маковецкого, А. Г. Харчева.
О. Л. Зверева и А. М. Ганичева считают дошкольный возраст сензитивным этапом для развития представлений о своей семье.
Процесс формирования представлений о своей семье будет эффективным если:
- Стимулировать познавательный интерес детей к своей семье;
- Обогащать представления о своей семье с учетом её особенностей
- Обеспечить активное участие детей в познании своей семьи (её прошлое и настоящее) и в семейных традициях.
- Создавать и экспонировать мини музеи своей семьи.
Для формирования интереса детей к своей семье нужно конкретно установить задачи, требования, методы, способы, формы выполнения данной деятельности. В дошкольном возрасте углубляются взгляды детей о семье, родственных взаимоотношениях. Дети приучаются стремительно высказывать в действиях и поступках доброе отношение к родным. Дети дошкольного возраста обязаны : владеть понятием о семье, семейных и родственных взаимоотношениях: члены семьи, близкие родственники по линии мамы и папы. Понимать, как поддерживаются родственные отношения (переписка, беседа по телефону, посещения, как выражаются в семье внимание, любовь, почтение друг к другу. Знать некоторые культурные устои своей семьи, любимые занятия членов семьи («Моя мама любит печь пироги, брат предпочитает создавать модели кораблей» и др., выражать интерес к чувствам и эмоциям людей, уметь распознавать различные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам.
Наше исследование было направлено на развитие у дошкольников представлений о семье в процессе проектной деятельности. Опытно-экспериментальная работа проходила в средней группе ДОУ №6 г. Набережные Челны с 3.11.14 по 30.11.14 года. В опытно-экспериментальной работе участвовало 24 детей среднего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе с целью выявления уровня развития представлений о семье детей среднего дошкольного возраста были использованы следующие методы исследования: Беседы, Рисуночный тест «Моя семья» (в интерпретации В. КЛосевой, в изложении Н. Л. Кряжевой, наблюдение за детьми во время занятий и режимных моментов.
Вопросы для беседы были следующие:
1. Скажи, куда ты торопишься после детского сада?
2. А кто живет в вашей семье?
3. Скажи самые хорошие слова про маму, какая она?
2. А папа, какой?
3. Знаешь ли ты, кем работают, твои родители?
4. Итак, что же такое семья?
На основе ответов детей были определены уровни развития представлений о семье у дошкольников.
Низкий уровень (5-10 баллов) представлений имеют те ребята, которые не показывают заинтересованности к собственной семье, у них не сформировано понимание о семье, не осознают значение фразы «семья», не могут охарактеризовать членов собственной семьи.
Средний уровень (11-16 баллов) представлений имеют те ребята, у которых понимание о собственной семье, ее членах сформированы, однако они не называют всех членов семьи, представление «семья» раскрывается ими не полностью.
Высокий уровень (17-22 балла) представлений имеют те ребята, у которых сформировано понимание о семье, его членах, подобных отношениях. Малыш понимает значение фразы «семья», называет абсолютно всех членов своей семьи. Ясно выражен интерес к собственной семье.
Для решения этой же задачи, мы провели с детьми среднего дошкольного возраста рисуночный тест «Моя семья», с целью определения, каким видит ребенок окружающий мир, семью, себя.
Низкий уровень представлений у тех ребят, которые никак не выполнили задание, т. е. на их рисунках были изображены отвлеченные темы, темы, которые не связаны с темой исследования. Это означает, то, что они никак не осознают значимости слова «семья» и их предпочтения с семьей никак не объединены.
Средний уровень представлений у тех ребят, в чьих рисунках существовали не все члены семьи, а данное означает, то, что малыш задание выполнил не целиком.
В случае если малыш изобразил собственную семью в целом составе, т. е. нарисовал абсолютно всех членов семьи, у него высокий уровень, так как он понял задание «нарисуй свою семью», а в свою очередь можно сделать итог, то, что он понимает из кого состоит его семья и показывает заинтересованность к членам собственной семьи.
Таким образом, на констатирующем этапе мы получили следующие результаты уровня развития представлений о семье у детей среднего дошкольного возраста : в экспериментальной группе – низкий уровень преставлений составил 33%, средний уровень – 58%, высокий – 9%. В контрольной группе – к низкому уровню отнесли 25% детей, к среднему уровню – 66%, высокий уровень наблюдался у 9% детей. Можно отметить, что у детей контрольной группы уровень развития представлений о семье сформирован лучше, чем у детей экспериментальной группы. Обозначенная тема является актуальной, поэтому мы перешли к формирующему эксперименту.
На формирующем этапе нами был разработан проект «Семья», направленный на развитие представлений о семье у детей дошкольного возраста. Проект проводился в три этапа: 1 этап – предварительная работа, 2 этап – выполнение проекта, 3 этап – заключительный.
С детьми были проведены игры по развитию интереса к семье «Семья», «Больница», «Магазин», проводились беседы «Моя семья», «Мамины помощники», «Бабушка и дедушка – мои лучшие друзья», где закреплялись представление детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе, проводились пальчиковые игры со словами «Семья». Так же было чтение художественной литературы, которая способствовала развитию интереса детей к семье. Вместе родителями дети делали «Родословное древо семьи», в процессе создания родовых деревьев своих семей дети не только еще более сблизились со своими родителями, но и познакомились с историей своей семьи.
На протяжении прохождения проекта у всех участников сохранялось хорошее настроение. Дети с большим удовольствием спешили утром в детский сад, с рассказами о том, чем занимались вечером с мамой, папой, или даже всей семьей.
В конце эксперимента мы сравнили результаты уровни представлений о семье у детей. Уровни развития детей в обеих группах повысился, но в экспериментальной группе наблюдаются лучшие результаты. В экспериментальной группе – низкий уровень 9%, средний уровень – 66%, высокий – 25%.
Таким образом, разработанный проект «Семья», способствовал развитию представлений о семье у дошкольников. Проведенная работа дала положительные результаты.
Список литературы
1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика – Синтез, 2008. - 112с.
2. Дыбина, О. В. Технологии формирования у ребенка направленности на мир семьи : практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина, С. Е. Анфисова, А. О. Еник, А. Л. Пенькова, В. В. Щетинина – Ульяновск., 2010. – 152с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968.