Марина Григорьева
Развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструирования и технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: креативное мышление; многообразие конструкторов; подручные материалы; моделирование; конструкторская деятельность; технические способности.
Аннотация: в статье освещается вопрос об актуальности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Приводятся идеи разработки системы занятий по конструированию, пример организации дополнительных образовательных услуг технической направленности. подключения родителей к активному участию в развитии данного направления.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитывать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления.
Начинать готовить будущих инженеров нужно в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Ведь ребёнок сегодня хочет создавать постройки, которые могут оживать и двигаться. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности: это лего-конструирование, моделирование, работа с предложенными инструкциями и схемами, различные виды конструирования. У детей формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Поэтому работа по развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности, является актуальной и востребованной. В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
В практике нашего детского сада используется многообразие видов детского конструирования: из строительных материалов, из деталей конструкторов, из природного материала и дерева, из объемных бумажных форм, конструирование по типу оригами и «Танграм» и т. д.
Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей. Поэтому работу начинали с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, Палочек Кюизинера, Блоков Дьенеша). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Были подобраны интересные игры для детей, например, «Выложи узор», «Превращение фигур», «Цветная геометрия». Очень важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к овладению навыками письма. Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу.
Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», «Тико», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Например, постройки из лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.
Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, педагоги дают детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.
И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имели возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. Но самое интересное это коллективная игра. Здесь дети могут забыть о своих трудностях и проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении. Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то необходимо дать детям возможность построить такой же город из лего-конструктора и тико-конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки.
Также в практической деятельности дошкольного учреждения используем такое направление технического творчества, как конструирование из «бросового» материала. В процессе изготовления работ из подручного материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.). Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны и оригинальны.
Изучив мнения родителей, об актуальности вопроса развития предпосылок инженерного мышления в детском саду показало, что данное направление работы востребовано, потому что родители желают видеть своего ребёнка успешным. В современных условиях означает быть технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, быть социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.
Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в научно-технической, интеллектуальной и творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои технические способности.
С этой целью в ДОУ были созданы условия для оказания дополнительных образовательных услуг естественно-научной и технической направленности: «Хочу все знать» (Lego-конструирование, развитие математического мышления, опыты и эксперименты); «Юный инженер» (3D-Моделирование, Lego WeDo 2.0, STEM набор Робомышь).
Большое внимание уделяется работе по привлечению детей к участию в проектной деятельности и конкурсном движении. Наши воспитанники имеют стабильный процент активности и результативности ежегодного участия: открытый всероссийский интеллектуальный Турнир способностей «РостОК «УникУМ» и «СуперУм»; городской Шашечный турнир; территориальный Конкурс «Первые шаги в науку»; муниципальный Фестиваль детского творчества «ТИКО-бум»; муниципальный Конкурс детского технического творчества «Легомания»; муниципальный Фестиваль «Калейдоскоп профессий»; международная Олимпиада среди дошкольников «Юный математик»; муниципальный Фестиваль домашних экспериментов «Галилео»; муниципальный Конкурс «Юный инженер»; муниципальный Конкурс детского технического творчества «Мой робот».
Также хотелось бы отметить, что родители стали более обдуманно относится к подбору игр для конструктивной деятельности детей и активно включаться в совместную проектную деятельность. Были реализованы детско-родительские проекты: «Такие разные роботы», «Легомастер». Для развития общественного характера, открытости и гласности управления создан и успешно работает сайт ДОУ, где представлена реализация комплекса мероприятий проекта «Уральская инженерная школа», направленных на повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору профессий технического профиля и инженерных специальностей.
В процессе работы по данной теме у детей появился высокий интерес к конструктивной деятельности (58% детей имеют высокий уровень развития конструктивно-игровой деятельности). Они научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, а значит, у детей развиваются элементы инженерного мышления. Дошкольники научились работать в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строить и моделировать по схеме.
Можно сделать вывод, что развитие познавательных, творческих способностей через организацию конструктивной деятельности и технического творчества является эффективным средством формирования инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Хотелось бы отметить, что наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.
Список литературы
1. Вараскин Н. В. Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества.
2. Куличенко, В. Ф., Волков А. И. Будущие инженеры.
3. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/.