Светлана Копосова
Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
К основным формам, направленным на познавательное раз-витие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность де-тей в различные виды деятельности; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обу-чении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, попол-нение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
К эффективным методам познавательного развития до-школьников относится дидактическая игра.
Дети 3 – 4 лет не способны длительное время концентриро-ваться на изучаемом материале. Они быстро переключаются с одной деятельности на другую. Поэтому в процессе следует использовать дидактические приемы, чтобы удерживать их внимание.
Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуаль-но-познавательного развития детей дошкольного возраста.
Формирование познавательных способностей следует начи-нать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с це-лью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.
Для организации педагогической деятельности с детьми со-здали в группе предметно – развивающую среду с большим набором дидактических игр, учетом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Свою работу выстраивали поэтапно, ориентируясь на воз-растные особенности детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр использовали сюрпризные моменты, которые вызывали у детей интерес к дидактическому мате-риалу. Дидактические игры использовали в образовательной деятельности, в совместной деятельности, в индивидуальной работе, включали в рекомендации родителям.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, настольно – печатные и словесные.
В играх с предметами как: «Собери пирамидку», «Накрой на стол», «Сестрички - матрешки» учили детей сравнивать и устанавливать сходство и различия предметов. В подобных играх дети знакомились со свойствами предметов, величи-ной, цветом.
При ознакомлении детей с природой использовали природ-ный материал, что вызывало у детей большой интерес к подобным играм. Примеры таких игр: "Не ошибись", "Опиши предмет", "Что это такое? ", "Что сначала, что потом" и др.
Дети с интересом играли в настольно - печатные игры, кото-рые были направлены на развитие речи, математических способностей, логику, внимание, память.
В словесных играх: «Назови слово», «Кто, чем питается», «Какой, какая, какие» дети учились описывать предметы, выделять их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия. В данных играх формировали слухо-вое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, по-вторять звукосочетания и слова.
Нами были включены дидактические игры на формирование нравственно - оценочного поведения в природе: «Хорошо – плохо», «Необычное путешествие», «Что нужно беречь».
Разработали дидактические пособия на развитие восприя-тия, памяти, внимания и логического мышления для воспи-танников: «Занимательные круги», «Волшебный дом».
Активно использовали такие интерактивные игры, как: «Большой – маленький», «Собери фрукты», "Отгадай загад-ку», «Мамы и их детеныши», «Что, где растет?».
С помощью интерактивных и мультимедийных средств со-здавали различные ситуации, составляли загадки на различ-ные темы, которые способствовали развитию любознатель-ности и наблюдательности.
Интереснее всего проводили гимнастики для глаз, на которых использовали предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.
Например, игра «Где, чей домик?» развивает функции про-слеживания глазами по линии, развивает зрительное внима-ние.
При реализации проектов «Любимые игрушки», «Зимушка – зима», «Мир сказок» также использовали дидактические иг-ры.
В данную работу активно подключали родителей. Провели собрание на тему «Чем играют наши дети?», где была также представлена выставка дидактических игр, где ознакомились новыми играми. На тематическом стенде для родителей были представлены следующие консультации: «Как развивать познавательную активность дошкольника», «Как отвечать на детские вопросы», «Познавательные игры».
Систематическая работа дала положительные результаты. Дети узнавали основные цвета спектра, название пяти гео-метрических фигур, у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, они стали более самостоятельны, ак-тивны, больше интересовались, задавали вопросы.
В заключении хочется отметить, что именно дидактические игры помогли детям, играя, незаметно для себя усвоить те знания и умения, которые мы им хотели дать.
Литература
1. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошколь-ного возраста в свете выхода ФГОС ДО / А. С. Микерина // Начальная школа до и после. – 2013. - No 12. – С. 63-67
2. Махина Л Дидактические игры для детей дошкольного возраста
3. Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р. Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.