Эйснер Алеся Александровна
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования диорам
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека, время активного познания окружающего мира.
Как наиболее интересно, качественно и увлекательно показать взаимодействие живой и неживой природы, установить причинно-следственные связи между природными явлениями? Как вызвать интерес у дошкольников к миру природы, создать условия для проявления инициативы и творчества в ее познании, развивать желание исследовать объекты живой и неживой природы, экспериментировать?
Публикация «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования диорам» размещена в разделах
Считаю, что обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия.
Метод проектов в свою очередь способствует :
стимулированию мотивации на приобретение знаний,
включению всех участников в режим самостоятельной работы, самостоятельному приобретению недостающих знаний при помощи исследовательской и экспериментальной деятельности,
развитию умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач,
развитию важнейших компетенций: способности брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения.
Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ. Чтобы воплотить мою идею необходимо:
- реализовывать деятельностный подход и принципы развивающего обучения;
- работать в зоне ближайшего развития;
- создавать на занятиях благоприятную атмосферу для работы с детьми;
- применять творческий подход, мастерство, стимулировать активность детей в образовательной деятельности;
- находиться в постоянном творческом поиске методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы они с радостью и интересом стремились познать многогранность мира.
В своей практике для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире я эффективно применяю развивающее пособие диорамы, которое стало для меня настоящей педагогической находкой.
Слайд 6 А какое существует многообразие форм и видов деятельности работы с диорамами : игры, самостоятельная и совместная познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность, индивидуальная и групповая работа, работа в парах. Но особый интерес у детей вызывает использование диорам в организованной деятельности в таких направлениях развития и образования как : познавательное, речевое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Применение данного пособия способствует развитию познавательных интересов, познавательной мотивации, наблюдательности, воображения. Главной характеристикой диорамы является то, что она содержит в себе существенные особенности предмета, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Значит, диорама – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки наглядности и моделирования.
Созданные диорамы :
• имеют мобильную конструкцию, они устойчивы, их можно легко перемещать с места на место, в любой момент доступны дошкольникам для игры;
• содержат игрушки и фигурки по лексической теме (животные, фигурки человека и т. д., маркеры пространства (деревья, строения, дорожные знаки, природные объекты и т. д., предметы, связанные с событиями (модели транспорта, кормушки для животных и т. д.).
Преимущественно диорамы рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты, тем самым развивая интерес к миру природы, её богатству.
Для решения задач по познавательному развитию детей необходимым условием является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, в которой у детей появляется желание воображать, фантазировать, реализовывать самостоятельную продуктивную деятельность. Среда для развития познавательной деятельности должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач. Часть этой среды составляют диорамы, сделанные своими руками, которые направлены на создание условий для проявления инициативы и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Я считаю, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по использованию диорам с детьми старшего дошкольного возраста, способствует познавательному и речевому развитию, развитию креативного мышления, мелкой моторики рук, воображения и памяти.
Анализ работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие» показал, что дети самостоятельно объясняют явления природы.
Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. обладают развитым воображением, проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, а это является характеристиками целевых ориентиров.
Проведённая работа по созданию диорам сплотила меня с родителями и детьми. Результатом совместной работы творческих мастерских и проведения мастер-классов в рамках проекта стало пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы, которая в соответствии с ФГОС ДО обеспечивает построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка.
Такая деятельность позволила реализоваться потенциальным творческим навыкам и умениям взрослых и детей.
Применяя диорамы, в рамках реализации проекта «Мультстудия «Фантазёры» мы создаём мультфильмы с детьми, закрепляя ранее полученные знания о временах года. К 300-летию Кузбасса мы планируем создать мультфильм о природе нашего края.
Работа с диорамами позволяет увлечь детей, поддержать интерес к миру природы, создать условия для проявления инициативы и творчества в её познании.
Уважаемые зрители! Перед Вами диорама. Сейчас я предлагаю вспомнить любимые всеми поколениями стихотворения А. Барто.
Посмотрите и вспомните, какое стихотворение здесь зашифровано.
1) река, мальчик, кораблик
2) Девочка, мяч, река
3) зайка, скамейка, дождь
4) Бычок, доска.
1) Кораблик
Матросская шапка, Верёвка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: — Прокати, капитан!
2) Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
3) Зайка
Зайку бросила хозяйка
— Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
4) Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Коллеги, посмотрите, пожалуйста, на диораму и скажите, с какими явлениями природы вы можете познакомить детей, вспомнив данные стихотворения? (облака, дождь, ветер. Солнце - природный объект, который участвует во многих природных явлениях, например, восход и закат Солнца - это явление природы). Замечательно.
А при появлении солнца во время дождя, какое природное явление мы можем наблюдать? (радуга). Верно.
С помощью диорам мы можем обобщать знания о природных явлениях, а также познакомиться с очень сложным и интересным процессом перемещения воды.
Подскажите, пожалуйста, о чем идет речь? (круговорот воды в природе). С22
Данные приемы работы с диорамами направлены на развитие речи, памяти, мышления детей, формирование причинно-следственной связи, нормализацию эмоционально-волевой сферы, совершенствование зрительно-моторной координации.
Диорамы удобны тем, что в зависимости от задания или определенной темы, можно заменять некоторые элементы, как педагогу, так и ребенку при проведении занятий или в свободной деятельности.
Коллеги, скажите, пожалуйста, кто кроме воспитателей может применять диорамы в своей работе? (педагоги дополнительного образования, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов).
Согласна с вами, нужно просто подобрать необходимые маркеры пространства, предметы и фигурки в соответствии с темой, поставленными задачами. Возрастными особенностями и дать ребенку возможность проявить себя.
В каких образовательных организациях можно использовать представленные диорамы? (в дошкольных учреждениях разных направлений с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, организациях дополнительного образования, начальной школе).
Маленький домик, лес есть и речка,
Птицы летают, бегут тут овечки.
Куры и гуси, собачка и кошка.
А в лес со двора вьется дорожка:
Где встретим мы белку,
Лисицу и волка,
Медведя и зайку,
Который за елкой.
На диораме с детьми занимаясь,
Многое мы познаем, увлекаясь.
Буду рада, если диорамы Вы будете использовать в своей работе.
Порой не нужно ждать чуда
А нужно чудеса творить своими руками.
А я благодарю Вас за внимание.