Андреева Любовь
Развитие познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития у детей сенсорного воспитания, конструирования и развития ассоциативного мышления, входящие в образовательную область «Познание», с помощью современного конструктора «Радужные блоки».
Ключевые слова: сенсорное воспитание, конструирование, ассоциативное мышление, конструктор «Радужные блоки».
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. В дальнейшем учиться станет легче, а значит, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.
За приобретение знаний, умений и навыков отвечает образовательная область познание, которая входит в программу воспитания и развития нашего детского сада, разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является исключение из образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Творческая группа нашего детского сада решила создать методическую разработку по познавательному развитию детей на основе работы с конструктором «Радужные блоки», который способствует сенсорному воспитанию, развитию конструктивных качеств, творческого воображения и логического мышления, а также способствует развитию ассоциативного мышления.
Актуальность.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.
Венгер Л. А. утверждает, что «Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе». Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, особенно для творческой деятельности.
Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Проблему развития сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности рассматривали многие исследователи. В их исследованиях доказано, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – одна из основных задач дошкольного учреждения. Изучение познавательной и перцептивной сферы каждого отдельного ребенка необходимо для выявления резервов его развития и внедрения более современных способов обучения и воспитания.
Проблема создания условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО является актуальной, т. к. через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов идет развитие всех психических процессов и речи.
Конечно, можно много говорить о важности каждого компонента при развитии ребенка, о конкретных методах и приемах при обучении ребенка каждому из этих компонентов, но современный мир диктует свои условия. Сейчас при построении ПРС учитывается принцип мобильности и многофункциональности, доступности и современности, чтобы с помощью одного компонента решать сразу несколько поставленных задач.
Изучив мир современной игрушки, наша команда нашла такой компонент. Это конструктор «Радужные блоки». Работа с конструктором «РАДУЖНЫЕ БЛОКИ» предполагает развитие сенсорики, непосредственно конструирования и воображения, что входит в образовательную область «Познание».
Новизна и отличительная особенность.
Радужные блоки - это многофункциональный конструктор для знакомства дошкольника с формой, цветом и звуком. Блоки различной формы знакомят ребенка с формами и основами конструирования, прозрачные цветные вставки знакомят с цветом и дают представление о проникающей способности цвета, а разноцветные бусинки, свободно пересыпающиеся внутри блоков-рамок, "звучат" по-своему в зависимости от размера и количества шариков внутри, что дает возможность сопоставлять звук с размером и количеством. Любого непоседу заворожит вид пересыпающихся кристаллов! Ведь с помощью их у ребенка появится возможность улучшить цветовое восприятие. С помощью таких кубиков можно создавать цветные тени или, посмотрев сквозь них, окрашивать мир вокруг. А при комбинировании радужных блоков цвета накладываются и дают новые оттенки. Дошкольник может сортировать блоки по цвету и форме, составлять из них конструкции, в том числе и подвижные, благодаря полукруглым блокам. Ребенок расставляет кубики на столе, а на стене вырисовывается разноцветный орнамент. Квадраты и прямоугольники, круги и полукруги, различные треугольники – это универсальные формы, из которых малыш соберет любую картинку, предмет или целый город.
Занятия с данным конструктором развивает фантазию, творческие способности, пространственное мышление. Благодаря радужным блокам ребенок познакомится с азами геометрии, улучшит цветовосприятие и научится воплощать собственные задумки. Он откроет дорогу в удивительный мир архитектурного творчества Зрение, осязание и слух – сразу три органа чувств можно развить с помощью этой удивительной игры и научиться строить вертикальные пазлы. Конструктор Радужные блоки также является одним из самых ярких пособий для занятий на световом столе или просто на солнце, а также используя обыкновенный фонарик. Большой набор Сенсорика (из серии «Радужные блоки») - это конструктор и уникальный обучающий материал. Красочные наполнители из песка, жидкости с добавлением блесток, шариков и акрила сделают игру очень интересной и увлекательной. Ребенок с удовольствием будет рассматривать, как необычно окрашиваются тени, смешиваются цвета, двигаются и замирают. Игра с таким конструктором способствует развитию у ребенка внимания, усидчивости, пространственного мышления, координации движений, воображения и мелкой моторики рук.
Необходимость.
Так часто в педагогической деятельности нам не хватает времени, чтобы успеть познакомить детей со всем интересным, что происходит вокруг. Часто, решая какие-либо поставленные задачи, мы делаем ставку на один вид деятельности, совершенно упуская из виду другой. Но современный мир приходит к нам на помощь, создавая все более интересные и разнообразные материалы, позволяющие в одном предмете совмещать множество функций.
Необходимость данного вида конструктора в ДОУ высока. Его уникальность состоит в том, что конструктор, прежде всего из дерева. Считается, что именно деревянный материал нужен для сенсорного развития: его фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ним удобны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Он функциональный, развивает творческое воображение и умственную активность.
Никогда так легко и весело нельзя было познакомить ребенка со смешиванием цветов, уловить пропускающую способность света, тонко услышать качество звука в зависимости от размера и количества, издающих звук предметов, сделать конструирование столь легким и занятным. И при этом использовать для этого всего лишь один конструктор. Иногда ребенок, сам того не замечая, исследует материал, выделяет его отличительные особенности, интересуется свойствами наполнителя блоков, замечая, что, например блестки, добавленные в жидкий наполнитель, дают совершенно новые впечатления. Приятно видеть, что дети, разные по характеру и поведению, находят в одном конструкторе что-то важное лично для себя. Кого – то завораживает действие наполнителей – и он, видимо, будущий исследователь, кого – то интересует свойства цвета, кто – то создает необычные постройки, ну чем ни архитектор, а кто – то любить просто интересно играть.
Действия детей с данным конструктором рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, сенсорного восприятия, исследовательской деятельности, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Целевые ориентиры.
Необходимость целенаправленного управления формированием познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Разработанная методика должна:
Во-первых, опираться на целостную научную концепцию о развитии ребенка
Во-вторых, акцент должен быть сделан на развитие ориентировочных познавательных действий детей с конструктором «Радужные блоки» в совместной деятельности со взрослым, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и свободной деятельности
Закрепление – в процессе интеграции с образовательными областями и игровой деятельностью
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса
Учет соблюдения преемственности между возрастами дошкольного учреждения
Учет индивидуальных особенностей детей, формы и способы взаимодействия с ребенком
Разработка формы работы с родителями, по использованию конструктора «Радужные блоки», которые позволят успешно формировать познавательные способности детей
Мониторинг и оценка индивидуального развития ребенка для выстраивания эффективного использования конструктора в познавательной деятельности
Цель:
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя конструктор «Радужные блоки» и световой стол.
Объект разработки:
Процесс познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Предмет разработки:
Организационно-педагогические условия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки».
Направление разработки:
Развитие творческих способностей детей
Развитие ассоциативного мышления детей
Познавательное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста
Задачи:
• Формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами
• Научить умению выделять форму, величину и цвет как особые признаки предметов
• Знакомить детей с основными цветами спектра и возможными результатами при их смешивании, а также с проникающей способностью света
• Развивать у детей самостоятельность мысли, инициативу, смекалку и изобретательность в решении конструктивных задач
• Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
• Воспитывать умение работать в коллективе
При организации деятельности детей мы создаем непринужденную, игровую обстановку. К детям приходят знакомые мультипликационные герои, «Симка и Нолик», которые уже настраивают детей в позновательное русло. С ними дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Они мотивирует детей на возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку. Постройки малышей служат для практического использования, например для режиссерских и сюжетно-ролевых игр; игрушки для обыгрывания соразмерные создаваемым постройкам. В процессе знакомства детей с конструктором происходит усложнение творческих заданий, что позволяет использовать на практике зону ближайшего развития детей и развивать их творческие и интеллектуальные способности. При этом мы не забываем и о творческом самовыражении ребенка, не ставя перед ним четкие рамки при выполнении задания. Помимо поставленных позновательных задач с помощью конструктора можно решить и воспитательные задачи. Дети, работая в коллективе, учатся уступать друг другу, признавать право каждого ребенка на внесение определенного компонента в коллективную постройку, учаться не мешать друг другу, делится игрушками, отзываться на просьбу товарища и т. д. А в конце игры – занятия мультяшный герой дает свою эмоционально положительную оценку (обязательно в доброжелательной форме, анализирует ответы и действия детей. Радужные блоки расположены в группе в доступном месте, для удобства использования в свободной деятельности вместе с дополнительными сюжетными игрушками;
Основная форма работы:
Непосредственно-образовательная деятельность познавательного развития, интеграция с формированием элементарных математических представлений, с познавательно – исследовательской деятельностью, с речевым развитием, с конструктивно-модельной деятельностью
Дидактические игры в свободной деятельности детей
Конструктивная деятельность в процессе свободной игровой деятельности
Индивидуальная работа в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач
Методы и приемы:
Использование художественного слова и игровых приемов, для мотивации заинтересованности малышей;
Сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти с проговариванием его названия;
Самостоятельное получение оттенков основных цветов спектра в процессе манипулирования солнечным цветом и световым столом;
Прием обведения контура с одновременным зрительным контролем над движением руки;
Сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно;
Выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины;
Демонстрация образца, показ и объяснение последовательности и способов выполнения постройки;
Анализ детской деятельности - положительная оценка процессу работы и ее результатам;
Создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения;
Работа с родителями.
Консультация «Роль конструктора «Радужные блоки»для полноценного восприятия мира»
Родительское собрание на тему: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»; презентация «Конструктор Радужные блоки»
Мастер – класс для родителей по теме «Строим вместе с детьми»
Беседы с родителями об успехах и трудностях детей
Дискуссионный клуб «Радуга» – родители задают возникшие вопросы, делятся своим положительным опытом.
Информационные стенды для родителей
Игровые задания для использования конструктора «Радужные блоки» в семейных условиях
Творческий конкурс для родителей «Что мы построим вместе с ребенком» (в виде фотоотчета)
Этап завершения.
Эмоциональный отклик и интерес детей раннего и младшего возраста к познавательно – исследовательской деятельности, конструктивно – модельной деятельности
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в конструктивно- модельной деятельности
Ребенок активно взаимодействует с конструктором «Радужные блоки», умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игровой
У ребенка развивается крупная и мелкая моторика
Ребенок проявляет любознательность, склонен экспериментировать с формой, с цветом, с величиной
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира
Ребенок имеет первичное представление об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материала, звучании, количестве, числе, пространстве)