Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»

Андреева Любовь
Развитие познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития у детей сенсорного воспитания, конструирования и развития ассоциативного мышления, входящие в образовательную область «Познание», с помощью современного конструктора «Радужные блоки».

Ключевые слова: сенсорное воспитание, конструирование, ассоциативное мышление, конструктор «Радужные блоки».

Темочки:

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. В дальнейшем учиться станет легче, а значит, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение.

За приобретение знаний, умений и навыков отвечает образовательная область познание, которая входит в программу воспитания и развития нашего детского сада, разработанной на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием которого является исключение из образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.

Творческая группа нашего детского сада решила создать методическую разработку по познавательному развитию детей на основе работы с конструктором «Радужные блоки», который способствует сенсорному воспитанию, развитию конструктивных качеств, творческого воображения и логического мышления, а также способствует развитию ассоциативного мышления.

Актуальность.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Венгер Л. А. утверждает, что «Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе». Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, особенно для творческой деятельности.

Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Проблему развития сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности рассматривали многие исследователи. В их исследованиях доказано, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – одна из основных задач дошкольного учреждения. Изучение познавательной и перцептивной сферы каждого отдельного ребенка необходимо для выявления резервов его развития и внедрения более современных способов обучения и воспитания.

Проблема создания условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО является актуальной, т. к. через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов идет развитие всех психических процессов и речи.

Конечно, можно много говорить о важности каждого компонента при развитии ребенка, о конкретных методах и приемах при обучении ребенка каждому из этих компонентов, но современный мир диктует свои условия. Сейчас при построении ПРС учитывается принцип мобильности и многофункциональности, доступности и современности, чтобы с помощью одного компонента решать сразу несколько поставленных задач.

Изучив мир современной игрушки, наша команда нашла такой компонент. Это конструктор «Радужные блоки». Работа с конструктором «РАДУЖНЫЕ БЛОКИ» предполагает развитие сенсорики, непосредственно конструирования и воображения, что входит в образовательную область «Познание».

Новизна и отличительная особенность.

Радужные блоки - это многофункциональный конструктор для знакомства дошкольника с формой, цветом и звуком. Блоки различной формы знакомят ребенка с формами и основами конструирования, прозрачные цветные вставки знакомят с цветом и дают представление о проникающей способности цвета, а разноцветные бусинки, свободно пересыпающиеся внутри блоков-рамок, "звучат" по-своему в зависимости от размера и количества шариков внутри, что дает возможность сопоставлять звук с размером и количеством. Любого непоседу заворожит вид пересыпающихся кристаллов! Ведь с помощью их у ребенка появится возможность улучшить цветовое восприятие. С помощью таких кубиков можно создавать цветные тени или, посмотрев сквозь них, окрашивать мир вокруг. А при комбинировании радужных блоков цвета накладываются и дают новые оттенки. Дошкольник может сортировать блоки по цвету и форме, составлять из них конструкции, в том числе и подвижные, благодаря полукруглым блокам. Ребенок расставляет кубики на столе, а на стене вырисовывается разноцветный орнамент. Квадраты и прямоугольники, круги и полукруги, различные треугольники – это универсальные формы, из которых малыш соберет любую картинку, предмет или целый город.

Занятия с данным конструктором развивает фантазию, творческие способности, пространственное мышление. Благодаря радужным блокам ребенок познакомится с азами геометрии, улучшит цветовосприятие и научится воплощать собственные задумки. Он откроет дорогу в удивительный мир архитектурного творчества Зрение, осязание и слух – сразу три органа чувств можно развить с помощью этой удивительной игры и научиться строить вертикальные пазлы. Конструктор Радужные блоки также является одним из самых ярких пособий для занятий на световом столе или просто на солнце, а также используя обыкновенный фонарик. Большой набор Сенсорика (из серии «Радужные блоки») - это конструктор и уникальный обучающий материал. Красочные наполнители из песка, жидкости с добавлением блесток, шариков и акрила сделают игру очень интересной и увлекательной. Ребенок с удовольствием будет рассматривать, как необычно окрашиваются тени, смешиваются цвета, двигаются и замирают. Игра с таким конструктором способствует развитию у ребенка внимания, усидчивости, пространственного мышления, координации движений, воображения и мелкой моторики рук.

Необходимость.

Так часто в педагогической деятельности нам не хватает времени, чтобы успеть познакомить детей со всем интересным, что происходит вокруг. Часто, решая какие-либо поставленные задачи, мы делаем ставку на один вид деятельности, совершенно упуская из виду другой. Но современный мир приходит к нам на помощь, создавая все более интересные и разнообразные материалы, позволяющие в одном предмете совмещать множество функций.

Необходимость данного вида конструктора в ДОУ высока. Его уникальность состоит в том, что конструктор, прежде всего из дерева. Считается, что именно деревянный материал нужен для сенсорного развития : его фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ним удобны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Он функциональный, развивает творческое воображение и умственную активность.

Никогда так легко и весело нельзя было познакомить ребенка со смешиванием цветов, уловить пропускающую способность света, тонко услышать качество звука в зависимости от размера и количества, издающих звук предметов, сделать конструирование столь легким и занятным. И при этом использовать для этого всего лишь один конструктор. Иногда ребенок, сам того не замечая, исследует материал, выделяет его отличительные особенности, интересуется свойствами наполнителя блоков, замечая, что, например блестки, добавленные в жидкий наполнитель, дают совершенно новые впечатления. Приятно видеть, что дети, разные по характеру и поведению, находят в одном конструкторе что-то важное лично для себя. Кого – то завораживает действие наполнителей – и он, видимо, будущий исследователь, кого – то интересует свойства цвета, кто – то создает необычные постройки, ну чем ни архитектор, а кто – то любить просто интересно играть.

Действия детей с данным конструктором рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, сенсорного восприятия, исследовательской деятельности, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Целевые ориентиры.

Необходимость целенаправленного управления формированием познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Разработанная методика должна:

Во-первых, опираться на целостную научную концепцию о развитии ребенка

Во-вторых, акцент должен быть сделан на развитие ориентировочных познавательных действий детей с конструктором «Радужные блоки» в совместной деятельности со взрослым, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и свободной деятельности

Закрепление – в процессе интеграции с образовательными областями и игровой деятельностью

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса

Учет соблюдения преемственности между возрастами дошкольного учреждения

Учет индивидуальных особенностей детей, формы и способы взаимодействия с ребенком

Разработка формы работы с родителями, по использованию конструктора «Радужные блоки», которые позволят успешно формировать познавательные способности детей

Мониторинг и оценка индивидуального развития ребенка для выстраивания эффективного использования конструктора в познавательной деятельности

Цель:

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя конструктор «Радужные блоки» и световой стол.

Объект разработки:

Процесс познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Предмет разработки:

Организационно-педагогические условия для познавательного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки».

Направление разработки:

Развитие творческих способностей детей

Развитие ассоциативного мышления детей

Познавательное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами

• Научить умению выделять форму, величину и цвет как особые признаки предметов

• Знакомить детей с основными цветами спектра и возможными результатами при их смешивании, а также с проникающей способностью света

Развивать у детей самостоятельность мысли, инициативу, смекалку и изобретательность в решении конструктивных задач

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

• Воспитывать умение работать в коллективе

При организации деятельности детей мы создаем непринужденную, игровую обстановку. К детям приходят знакомые мультипликационные герои, «Симка и Нолик», которые уже настраивают детей в позновательное русло. С ними дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Они мотивирует детей на возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку. Постройки малышей служат для практического использования, например для режиссерских и сюжетно-ролевых игр; игрушки для обыгрывания соразмерные создаваемым постройкам. В процессе знакомства детей с конструктором происходит усложнение творческих заданий, что позволяет использовать на практике зону ближайшего развития детей и развивать их творческие и интеллектуальные способности. При этом мы не забываем и о творческом самовыражении ребенка, не ставя перед ним четкие рамки при выполнении задания. Помимо поставленных позновательных задач с помощью конструктора можно решить и воспитательные задачи. Дети, работая в коллективе, учатся уступать друг другу, признавать право каждого ребенка на внесение определенного компонента в коллективную постройку, учаться не мешать друг другу, делится игрушками, отзываться на просьбу товарища и т. д. А в конце игры – занятия мультяшный герой дает свою эмоционально положительную оценку (обязательно в доброжелательной форме, анализирует ответы и действия детей. Радужные блоки расположены в группе в доступном месте, для удобства использования в свободной деятельности вместе с дополнительными сюжетными игрушками;

Основная форма работы:

Непосредственно-образовательная деятельность познавательного развития, интеграция с формированием элементарных математических представлений, с познавательно – исследовательской деятельностью, с речевым развитием, с конструктивно-модельной деятельностью

Дидактические игры в свободной деятельности детей

Конструктивная деятельность в процессе свободной игровой деятельности

Индивидуальная работа в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач

Методы и приемы:

Использование художественного слова и игровых приемов, для мотивации заинтересованности малышей;

Сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти с проговариванием его названия;

Самостоятельное получение оттенков основных цветов спектра в процессе манипулирования солнечным цветом и световым столом;

Прием обведения контура с одновременным зрительным контролем над движением руки;

Сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно;

Выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины;

Демонстрация образца, показ и объяснение последовательности и способов выполнения постройки;

Анализ детской деятельности - положительная оценка процессу работы и ее результатам;

Создание проблемных ситуаций, требующих нахождения самостоятельного решения;

Работа с родителями.

Консультация «Роль конструктора «Радужные блоки»для полноценного восприятия мира»

Родительское собрание на тему: «Развитие познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»; презентация «Конструктор Радужные блоки»

Мастер – класс для родителей по теме «Строим вместе с детьми»

Беседы с родителями об успехах и трудностях детей

Дискуссионный клуб «Радуга» – родители задают возникшие вопросы, делятся своим положительным опытом.

Информационные стенды для родителей

Игровые задания для использования конструктора «Радужные блоки» в семейных условиях

Творческий конкурс для родителей «Что мы построим вместе с ребенком» (в виде фотоотчета)

Этап завершения.

Эмоциональный отклик и интерес детей раннего и младшего возраста к познавательно – исследовательской деятельности, конструктивно – модельной деятельности

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в конструктивно- модельной деятельности

Ребенок активно взаимодействует с конструктором «Радужные блоки», умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игровой

У ребенка развивается крупная и мелкая моторика

Ребенок проявляет любознательность, склонен экспериментировать с формой, с цветом, с величиной

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира

Ребенок имеет первичное представление об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материала, звучании, количестве, числе, пространстве)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»
Опубликовано: 1 ноября 2024 в 21:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством конструктора «Радужные блоки»» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Любовь (УИ 549159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД