Светлана Мельник
Развитие познавательных способностей через занимательную математику. для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу у Вас спросить «Вы любите математику?» И однозначного ответа
не получу. Вот и я не могу точно сказать люблю ли я математику.
Тогда Вы спросите, а зачем я решила заниматься именно математикой?
Я постараюсь ответить на этот вопрос.
Сейчас я вспоминаю, как в школе мне с трудом давался этот предмет и
только благодаря Шихановой Людмиле Владимировне, ее терпению, я решала
задачи и сдавала зачеты.
А потом забыла о трудностях, которые испытывают дети. Стала
взрослой. В школе - друг за другом выпускные третьи классы, в детском
саду -- подготовительные группы, три года подряд.
Публикация «Развитие познавательных способностей через занимательную математику, для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
И вдруг - средняя группа, детям 4-5 лет. Когда я только начала с моими
первыми малышами после 5 лет упорной работы, думая, что я все знаю и
умею,
У меня возникло ощущение, а не иностранцы ли они?
Говорю им, казалось бы, самые простые вещи, не понимают, отвечают
совсем про другое - теряла выдержку, торопила события, не хватало
терпения.
А потом прочитала: «Ребенок - иностранец, он не понимает языка, не
знает направления улиц, не знает законов и обычаев.
Необходим гид, который вежливо отвечает на вопросы. Уважайте его
незнание»
(примеры)
Конечно, на все нужно время, нужны силы, нужен, если угодно, азарт.
Есть очень замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети
чему-то страстно захотели научиться - _обеспечь им первый успех.
Вижу, ребенок занимается без интереса, да и родители говорят, что не
любит малыш математику, плачет, когда видит знакомые цифры и фигуры.
Ну не может он понять, зачем ему все это нужно, когда так трудно.
И вот именно такого ребенка надо заинтересовать, помочь ему во всем
разобраться. Стала подбирать занимательный материал согласно возрасту.
Математика изучает очень много разнообразных вопросов.
1. Зачем люди придумали математику? ,
2. Геометрия вокруг нас.
3. Измеряй и сравнивай.
В соответствии с этим я составила задание.
Система заданий построена так, что ребенок может получить и усвоить
новые задания через собственную практическую деятельность: положить,
переложить, пощупать, прилепить, отлепить, если есть найти ошибку и
сказать:
«Эту задачу я решил сам»
Особенно интересно, когда противиться ребенок, а ему задаешь
вопрос:
«А что же такое математика? Зачем она нужна?»
И смотришь, малыш начинает размышлять над поставленными
вопросами и _пытается привлечь имеющиеся у него знания об окружающем
мире. Оказалось не так сложно, он знает и ему все это пригодиться.
Ведь математика:
1. это то, без чего нельзя ответить на вопросы «сколько?», «где?»,
«когда?».
2. это то, без чего нельзя построить.
3. это мир чисел и фигур.
Раньше много приходилось пролистывать книг, журналов и узнала много интересного чудо-материала. Например,
что слово «математика» родилось в Древней Греции.
Тогда этим, словом называли все знания о человеке и природе. Затем —
знания о счете и измерениях.
Раньше без математики люди не могли вести хозяйство. Надо было знать
сколько сеять хлеба, чтобы хватило всей семье.
А сейчас, когда наука шагнула так далеко: благодаря математике мы
запускаем космические корабли, строим здания и мосты.
Мы хотим и должны во всем во всем разбираться. Сначала рассказать, а
потом спросить ребенка: «А как же ты хочешь обойтись без математики?
Отворачиваешься, не желаешь думать. Не получится, ты вырастишь и
станешь опорой в семье. И тебе пригодятся знания о математике, которая всем
нужна в повседневной жизни!
И еще один пример.
Сейчас очень любят призы. Реклама говорит о том, что положи три
этикетки от чипсов и получишь поездку в Венецию.
Так вот однажды в Германии был объявлен конкурс - предлагалось
написать книгу о том, как жили люди без математики.
За лучшую книгу была объявлена большая премия. Никто это сделать не смог.
Видимо с самого появления человека на Земле, математика его
надежный помощник. С первых. занятий нацелить детей на то, что «без труда
не вытащишь рыбку из пруда».
Помогает в работе занимательный математический материал: задачи-
шутки, задачи в стихотворной форме, лабиринты, загадки, дидактические
игры, логико-математические игры и упражнения. Мы много путешествуем
вместе с героями любимых сказок и мультфильмов.
В процессе выполнения этих заданий дети без принуждения осваивают
сложные понятия и предметы окружающего мира.
(примеры)
С детьми творим вместе.
Сейчас в работе помогает красочный материал "Страна блоков и палочек"
Они -мои учителя. Мы вместе учимся жить, думать, решать проблемы.
Моя задача - помочь добиться им успеха, а их задача — радовать меня
своими достижениями. А помогает нам такая сложная и интересная наука —
математика.