Cветлана Ворончихина
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о ПДД необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений. Дети должны практически использовать имеющиеся знания ПДД на улицах. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД и т. д.
Публикация «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
То, что дети видят во время прогулок, закрепляется в процессе занятий в детском саду. От того, насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Очень эффективна будет работа по обучению дошкольников ПДД, если педагог организует ее через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребёнком, моделирование, проектную деятельность, ситуации общения.
Использование педагогами комплексного подход по развитию познавательных интересов у детей, а именно беседа, чтение художественной литературы, игровые тренинги, подвижные игры, экскурсии и другие формы работы продуктивно использовать в сочетании с проектной деятельностью, которая носит практико-ориентированный характер. Ребенок, таким образом, способен не только узнать о ситуации дорожного происшествия, но и пережить её, что в дальнейшем позволит ему соблюдать культуру поведения на проезжей части
Развивать познавательные интересы можно через различную деятельность, главное, чтобы дети не оставались равнодушными. Когда для ребёнка информация интересна, она запоминается и усваивается лучше. Очень хорошо, если педагог на занятиях использует игровой материал, напольные и настольные макеты, чтобы дети смогли самостоятельно промоделировать различные ситуации на дорогах.
Игра «Грамотный пешеход»
Цели: создание ситуации развития для умения анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Материал: два набора карточек с ситуациями, дородные знаки.
Ход игры: ребенку вначале предлагается рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребёнок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.
Модели ситуации
1. Пешеход подошел к перекрёстку, но еще горел зелёный сигнал светофора, вдруг загорелся красный, но пешеход решил, что пока машины стоят, он успеет перейти дорогу, ведь водители его видят. В чём ошибка пешехода?
Ответ: не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку и при включении «зелёного» (для машин) машины едут дальше. Перебегающего пешехода такой водитель может и не заметить из-за стоящих машин. И пешеход не видит эту машину.
2. Вы подошли к перекрёстку. Пока подходили, всё время на светофоре горел зелёный. Можно ли переходить дорогу?
Ответ: если улица широкая, то лучше подождать, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора, нового цикла зелёного.
Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассмотрении картин, через обсуждение с ребёнком различных дорожных ситуаций. .
Беседа по картине «Перекресток»
Цель: создание социальных условий для ознакомления детей с перекрёстком и навыками безопасного поведения на нём.
Ход беседы: педагог предлагает детям для рассмотрения картину, на которой изображен перекресток. За тем педагог просит описать эту картину и задаё т вопросы:
-Что вы видите на картине?
-Если дороги пересекаются, то как называется мест пересечения?
-Что такое перекрёсток?
-Опишите, какой он и чем опасен?
-Что делают пешеходы на картине?
-Для чего нужен светофор на перекрёстке?
-Какие правила поведения на дороге вы, соблюдаете?
Педагог предлагает детям стихи про перекресток, про дорожные знаки и про регулировщика. Педагог совместно с детьми подводит итог и спрашивает детей о том, какие правила поведения они будут соблюдать, переходя перекресток.
Существует немало детских печатных изданий, по которым можно учить детей дошкольного возраста ПДД. Например, пользуется популярностью книга С. Волкова «Про правила дорожного движения», А. Усачева с аналогичным названием. Интересны на тему дорожных правил стихи И. Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть».
В стихах есть рифма и поэтому они легче запоминаются ребенком.
Для закрепления материала очень хорошо слушать песни А. Усачева, А. Пинегина «Дорога не тропинка» и «Этот мир состоит из пешеходов» из сборника детских песен. Полезно и очень увлекательно загадывать малышу загадки.
Таким образом, с помощью разных видов деятельности, эффективного использования развивающей среды, активной работы с родителями дети станут более внимательными, наблюдательными, у них возрастёт интерес к «дорожной проблеме». Дети не просто механически будут заучивать правила, но и будут понимать их смысл. Они станут анализировать опасные ситуации на дороге, решать логические задачи. Многие дети смогут давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира