Людмила Исаева
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством технологии экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством технологии экспериментирования
1сл На современном этапе мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования
Публикация «Развитие познавательной инициативы дошкольников посредством технологии экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» май 2019
2 сл. Наиболее важной задачей познавательного развития ребенка является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности). А это возможно при наличии определенных условий развивающей среды дошкольника. Поэтому мы решили создать зоны для проведения детьми экспериментов.
3 сл. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
4 сл. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, развивается инициатива.
5сл. У нас в группе оборудована мини-лаборатория, в экологической комнате уголки экспериментирования, где мы подобрали разнообразный материал для экспериментирования :
1. приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные часы, термометры, компас, магниты, секундомер;
2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.
3. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);
4. технические материалы : гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора
5. медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.
6сл. 6. природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, и т. д.
7. разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т. д.
8. бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
9. прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Мы старались подобрать материал, находящийся в «центре экспериментирования», так, что бы он соответствовал среднему уровню развития ребенка, а также есть материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
7сл. Для реализации учебно-игровой модели познавательной деятельности мы используем следующие методы: - Экспериментальные игры :
8 сл. которые позволяют в игровой форме, убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
9сл. В игре дети наиболее раскрепощены и активно проявляют инициативу.
10сл. - Лабораторные опыты позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности
Мы учимся - действовать с магнитами, лупой,
11 сл. разводить красители, наблюдать движение жидкостей
12 сл. Работать с измерительными приборами, взвешивать сыпучие и не сыпучие материалы или путешествовать по глобусу до заданной цели. Как найти путь?
13 сл. - Наблюдение природных явлений в реальной жизни пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами. (замерзание воды, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду
14 сл. Экспериментирование на прогулках происходит в любое время года. Часто дети самостоятельно выбирают объекты для наблюдения и экспериментирования.
15 сл. – В экологическом уголке мы выращиваем цветы, рассаду, наблюдаем за изменениями в росте растений, учимся делать выводы.
16 сл. - Наряду с традиционными методами и приемами, используем и инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников.
В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует развитие детской познавательной инициативы.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Но подробнее об этом вы услышите чуть позже.
17 сл. В возрасте «почемучки» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможности самому достичь желаемого цвета и т. д. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Он не только наблюдает за демонстрацией опытов, но и самостоятельно экспериментирует.
18 сл. Подводя итог презентации могу сказать, что на наш взгляд, экспериментальная деятельность, напрямую связанна с проявлением самостоятельности и инициативы, позволяет ребенку проявить интеллектуальную активность.
Поэтому очень важно создавать в ДОУ условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей и развивать инициативу у детей на протяжении всего периода дошкольного возраста.