МААМ-картинки

Развитие познавательной и речевой сферы дошкольника посредством развития навыков рассуждения

Прорешная Полина
Развитие познавательной и речевой сферы дошкольника посредством развития навыков рассуждения
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи дошкольников – наиболее сложное и крайне значимое направление образования детей дошкольного возраста. Данный вопрос очень детально обсуждался классиками российской педагогики – К. Д. Ушинским и позднее Е. И. Тихеевой.

Следует отметить, что развитие монологической речи, как раздел методики развития речи детей дошкольного возраста, подразумевает под собой описательную и повествовательную речь. Развитие у детей рассуждения всегда было прерогативой школьного этапа образования ребенка, т. к. данный вид речи имеет свои сложности, как содержательного, так и языкового направления. Однако, рассуждение предполагает не просую констатацию фактов, действий и признаков, имеющих развитие во времени, а обязательный анализ имеющегося жизненного опыта. Для того, чтобы рассуждать, ребенку необходимо овладеть умением использовать в активной речи достаточно сложных синтаксических конструкций и навыком выстраивания логического высказывания.

Методика развития речи дошкольников предполагает упражнение детей в составлении различных видов рассказов – описательного, сюжетного, фактического, творческого, которые имеют свои определенные цели и задачи с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития детей.

Задачами обучения дошкольников речи-рассуждению можно назвать

1. Формирование у детей представления о речи-рассуждении и функциях данного вида речи.

2. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости объектов и явлений окружающей действительности, облекая их в речевую форму выражения

3. Обучение вычленению существенных признаков объектов и явлений с целью выдвижения тезиса

4. Формирование представления о структуре рассуждения, включающего в себя такие составляющие, как тезис, доказательство, вывод.

5. Обучение использованию в ходе рассуждения модальных слов, таких как во-первых, во-вторых, в-третьих, например, думаю, предполагаю и пр.

6. Поощрение желания детей участвовать в мини-дискуссия, использование языковых средств, наиболее адекватно передающих мысль-доказательство.

Решение выше указанных задач может осуществляться воспитателями не только в ходе проведения занятий, но и в ходе режимных моментов, наблюдений, обсуждения прочитанного, различных видов игр и пр. Необходимо, наряду с готовыми знаниями, приучать и стимулировать дошкольников самостоятельно «добывать» необходимую информацию, используя наводящие вопросы, предположения, некоторое запутывание детей, создавая ситуацию незначительного абсурда, понятного детям и пр.

В ходе обучения рассуждению воспитатель напоминает детям о содержательной стороне рассуждения (о чем надо говорить, доказывая выдвинутый тезис) и структуру, которая может быть наглядно представлена в виде дерева (ствол – тезис, требующий доказательства, ветви – аргументы в пользу или против тезиса и крона – вывод, возникший в результате рассуждения).

В повседневной деятельности детей большим подспорьем для развития навыка рассуждения могут стать логические упражнения, такие ка «Найди лишнее», «Бывает-не бывает», «Хорошо-плохо», «Чего не хватает», «Чего не стало» и пр.

Также, возможно использование речевых упражнений «Объясни словечко», «Когда так говорят?», «Закончи предложение», и пр.

Незаменимым ресурсом для формирования и развития у дошкольников речи – рассуждения всегда была художественная литература с яркими, последовательными авторскими сюжетами, а, также, народные сказки.

Можно говорить о том, что работа по обучению дошкольников рассуждению, осуществляемая воспитателем систематически, обязательно принесет свои плоды и поможет дошкольнику успешно осваивать программу начального образования в стенах школы.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие познавательной и речевой сферы дошкольника посредством развития навыков рассуждения
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 13:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной и речевой сферы дошкольника посредством развития навыков рассуждения» (включая файлы) размещена пользователем Прорешная Полина (УИ 3513997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД