Алина Саветина
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать
В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Дети «21 века» представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждение этому служит их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам.
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Организуя исследовательскую работу с детьми, я подхожу к процессу творчески, но все же стараюсь соблюдать определённые правила, позволяющие успешно решать поставленные задачи:
- учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций;
- не сдерживаю инициативы детей;
- не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- не спешу с вынесением оценочных суждений;
- помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний
И самое главное, стараюсь хвалить ребенка, даже когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности применяются следующие методы и приемы:
- Метод наблюдения;
- Игровой метод;
-Словесные методы:
Рассказы воспитателя
Рассказы детей
Беседы.
По способу применения эксперименты условно делю на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные эксперименты провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность.
Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.
Вашему вниманию представлены виды занятий по экспериментированию, которые я использую:
Игры-эксперименты. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации либо приходят какие-то письма из царства снега и тд.
«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние).
Проблемные и поисковые ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Основное действие – отгадывание и поиск.
Опыты - воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, продолжают экспериментировать в домашних условиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Для удовлетворения исследовательских интересов детей, в группе оборудован центр экспериментирования, подобрана литература по этой теме, составлена «Картотека опытов и экспериментов», консультации и буклеты для родителей.
Работая в данном направлении мною достигнуты следующие результаты:
Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.
Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
Положительная динамика развития познавательной активности детей.
При проведении экспериментов воспитанники стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Положительная динамика развития познавательной активности детей.
В качестве обмена опытом с коллегами мною были реализованы следующие мероприятия:
Мастер-класс для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»;
Выступление на педагогическом совете по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста».